Работа в классе ансамбля Ракова.pdf

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДШИ №6
РАКОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ

«РАБОТА В КЛАССЕ
АНСАМБЛЯ»

2016 г.

Предмет «Фортепианный ансамбль» учащиеся проходят в рамках
специальности. В этом качестве он есть и в музыкальном колледже и в
консерватории. Ансамблевая игра – это прекрасная отдушина, привносящая в
занятия море разнообразия и удовольствия.
Этот предмет дети любят по разным причинам. Прежде всего - это
возможность совместного творчества, которого пианисты почти лишены:
ведь у нас нет оркестра, да и игра с другим инструментом (камерный
ансамбль) в школах тоже не практикуется.
Между тем, совместное исполнение доставляет массу приятных эмоций и
развивает полезные качества, например, такое качество как ответственность
друг за друга. Ведь если ученик не доучил свою партию, его напарник тоже
пострадает, поскольку оценка ставится одна на двоих (за исключением, когда
один из учеников играет ярко). Это прекрасная мотивация к занятиям.
Репертуар для совместного музицирования пианистов очень интересный,
разнообразный, яркий. Можно выбрать из большого количества сборников
разные произведения по стилю, форме, жанру. И еще один плюс: при игре в 4
руки можно извлечь гораздо больше звука, даже не очень взрослые
музыканты могут выглядеть вполне солидно. Это добавляет им уверенности
в своих силах.
К тому же, на сцене выступать вдвоем гораздо легче, ученики не так
волнуются. Наверно потому, что понимают: вряд ли сбой в исполнении
может произойти одновременно у двоих, кто-то будет продолжать играть, а
потом подстроится и второй ученик. Но такое встречается крайне редко, и
если ноты стоят на пюпитре, это изрядно снимает волнение.
Хотелось бы подсказать родителям, чтобы они постарались организовать
детям возможность встречаться для совместных занятий по возможности
чаще. Дело в том, что игра в ансамбле проходится именно для того, чтобы
развить специальные навыки ансамблевой игры. Их невозможно в себе
воспитать, играя в одиночку, сколько бы времени не было потрачено на
изучение своей партии. О каких же навыках идет речь? Когда два человека
играют вместе одно и то же произведение, то это все равно одно исполнение,
а не два. Поэтому очень много вещей во время игры должно совпадать. И
вот для того, чтобы добиться 100% совпадения по многим параметрам,
необходимо как можно чаще играть вместе. Лучше всего, если встречи
спланированы заранее на определенное время, в определенные дни недели.
1. При игре в ансамбле должно быть временное совпадение, т.е. атака
звука должна производиться четко синхронно, а не вразнобой. Поскольку
фортепиано является инструментом ударным, то атака звука у нас достаточно
конкретно точечная и в случае несовпадения это слышно и очень портит
впечатление от исполнения.
2. В ансамблевой игре должна совпадать динамика. Если один из
учеников играет f, то другой должен делать то же самое, а если р, то
соответственно оба должны играть р. Иногда в нотах бывает выписана
контрастная динамика, но это особый случай и это требует своей
координации.

3. В ансамблевой игре не должно быть несовпадения штрихов. Например,
когда одна и та же тема проходит то у одного, то у другого ученика, то не
только штрихи должны быть одинаковыми: если один из учеников играет
staccato, а другой – более протяжно, то это несовпадение звучания, очень
некрасиво, да и просто неграмотно.
4. Все метроритмические отклонения, замедления, ускорения, фермата,
цезура должны быть очень тщательно отрепетированы, иначе невозможно
будет избежать грубых несовпадений.
5. По тому же принципу совпадений продумываются все тембры. Все
должно звучать синхронно, так как будто играет один человек. Ведь
ансамбль - это единство.
6. Если речь идет об ансамбле не для 2-х роялей, а для одного в 4 руки, то
одна из партий ведет мелодию, а 2-я отвечает за аккомпанемент. Часто дети
ссорятся из-за того, кто должен играть «ведущую партию», а таковой они
считают всегда первую партию.
Парадокс заключается в том, что хоть мелодию играть интересно, но
аккомпанемент в фортепианном ансамбле исполнять значительно сложнее.
Во-первых, именно эта партия отвечает за метроритм и единство темпа, т.е.
тот, кто играет 2-ю партию, должен обладать более развитым чувством.
Во - вторых, именно эта партия отвечает за педализацию. А это значит, что
пианист, исполняющий 2-ю партию, должен также хорошо изучать и
прекрасно контролировать звучание 1-й партии. Иначе он не сможет
грамотно выстроить педализацию. В результате получается, что 2-я партия
даже более престижная.
7. Наконец, самое главное с чего надо было начинать: оба ученика должны
иметь одинаковое представление об эмоциональном содержании исполнения
музыки, т.е. характер, который они пытаются передать в каждый конкретный
момент звучания, они должны понимать и представлять себе одинаково.
Фортепианный ансамбль помимо всего прочего – прекрасная форма
обучения. Здесь дети учатся понимать друг друга, общаясь вежливо,
учитывая взаимные интересы, находя компромиссы.
Хотелось бы подчеркнуть, что музыкальное образование дает очень
много нашим детям, обогащая их духовный мир, делая их добрее, чище,
отзывчивее.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».