Особенности воспитательного процесса в школе
МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» (далее – школа, образовательная организация) имеет
сформировавшиеся принципы и традиции воспитательной работы. Контингент
школы составляют преимущественно дети из близлежащих жилых районов, которые
в последнее годы стремительно разрастаются за счет приезжих жителей из
отдаленных городов. Учащиеся знакомы с особенностями работы школы по
рассказам своих родителей и старших братьев, и сестер, друзей, которые также
обучались в нашей образовательной организации. Все это помогает детям быстрее
адаптироваться к школьным условиям. Социальное партнерство с СОШ № 100
позволяет расширять и пополнять контингент обучающихся за счет учеников этой
образовательной организации.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия преподавателей и учащихся:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
− ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие преподавателей и учащихся;
− реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
− организация основных совместных дел преподавателей и учащихся как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
− системность, целесообразность и творческий подход к воспитанию как условия его
эффективности.
Школа сформировала следующие традиции воспитательной работы:
1)
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий преподавателей;
2)
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел преподавателей и учащихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
3)
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
4)
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
детьми, группами, отделениями, поощряется конструктивное межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
5)
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных отделений, групп, классов, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
6)
ключевой фигурой воспитания является преподаватель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функцию.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации наделяет дополнительное образование, как составную часть
непрерывного образования, множеством функций: обучение досугу, подготовка к
самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, формирование готовности
личности к непрерывному образованию; до профессиональная и профессиональная
подготовка; развитие задатков, способностей, интересов личности, что
обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах
жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом
которого является собственный опыт ребенка. Одной из важнейших функций
дополнительного образования в современных условиях является социальное и
личностное самоопределение детей и молодежи, подготовка к жизни и
профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Нормативной основой реализации Программы являются:
•
•
•
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;
•
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» №
304-Ф3 от 31.07.2020 г.;
•
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» № 15ФЗ от 05.02.2018 г.;
•
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007 г.;
•
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.;
•
Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 г. № 1416 «О
совершенствовании государственной политики в области патриотического
воспитания»;
•
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 01.09.2023)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования";
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. N 2945р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
•
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
г.;
•
Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; 4-е издание. г. Москва «Просвещение» 2014 г.;
•
Устав МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6», локальные акты.
Цель и задачи воспитания.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
общеобразовательной
организации
–
личностное
развитие
учащихся,
проявляющееся:
1)
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2)
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3)
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Педагогическая миссия коллектива школы в процессе воспитания — это
внедрение системообразующих ценностей через сотворчество, общение,
взаимодействие и педагогическую поддержку.
Цель воспитательной деятельности в школе — воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития творческой личности,
способной к успешной самореализации и самоопределению в современном мире и
преобразованию окружающей действительности.
Основные задачи воспитательной деятельности:
- воспитание творческой личности выпускника школы, свободной,
законопослушной,
информационно-грамотной,
интегрирующей
в
себе
культурологическое и духовное богатство россиян, способной ориентироваться в
микро и макросоциуме, конкурентноспособной на рынке образования и труда,
способной создать здоровую семью и обеспечить её, способной к постоянному
саморазвитию, самосовершенствованию;
- обеспечение единства воспитательного пространства;
- реализация государственной молодежной политики;
- воспитание уважения к истории и культуре своего народа, историческим и
культурным памятникам своей Родины, русскому языку и традициям;
- укрепление положительного имиджа учреждения, корпоративной культуры с
соответствующей системой ценностей, убеждений и норм обучающихся и
сотрудников школы;
- сохранение и развитие культурного многообразия, приобщение обучающихся к
духовным ценностям и культуре многонационального народа Российской
Федерации; - формирование опыта межнационального и меж социального
общения, предупреждения и разумного разрешения конфликтов;
- формирование общекультурных компетенций, развитие личностных качеств
гражданина-патриота, создание условий для профессионального определения
обучающихся;
- развитие коллективизма, мобильности, конкурентоспособности, позитивных
ценностных ориентаций, творческой активности;
- развитие организаторских способностей посредством ориентации на участие в
самоуправлении;
- формирование научных представлений о здоровом образе жизни, умений и
навыков духовного и физического самосовершенствования.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь всех участников
образовательного процесса, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения детей.
Виды и формы содержания деятельности
Программа школы включает в себя четыре направления:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление и
поддержка талантливых детей и молодежи;
- духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование
общей культуры обучающихся, профилактика экстремизма и радикализма в
молодежной среде;
- социализация, самоопределение и профессиональная ориентация;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и
профилактической работы (профилактики употребления ПАВ, безнадзорности,
правонарушений несовершеннолетних и детского дорожно-транспортного
травматизма).
Данные направления воспитания содержат механизмы достижения
поставленных
целей
и
задач
средствами
всех
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в учреждении; и,
в тоже время, дополняют, усиливают их другими направлениями работы,
позволяющими комплексно охватить весь спектр воспитательных функций школы.
Для реализации данных направлений применяются разнообразные формы и
методы работы: беседы, дискуссии, игры, собеседования, наблюдения,
индивидуальные занятия; самопрезентации и самопредставление, тематические и
индивидуальные консультации для детей и родителей, встречи с представителями
правовых структур, органами правопорядка, медицинскими работниками,
выпускниками школы; конкурсы, викторины, фестивали, спартакиады, олимпиады,
марафоны, состязания, турниры; походы, экскурсии, знакомство с историческими и
памятными местами города, тематические и комплексные экскурсии на
предприятия; творческие выступления в детских домах, больницах, детских садах,
участие в акциях «милосердие»; празднование памятных дат в жизни обучающихся;
памятных календарных дат; посещение театров, музеев, выставок; Дни творчества,
Дни здоровья, концерты, театрализованные представления, праздники;
профессиональная диагностика обучающихся «Сделай правильный выбор»,
психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся; участие в
социальных проектах школы; проектная деятельность, семинары, круглые столы,
конференции; профориентационная направленность практических занятий;
родительские собрания, лектории для родителей, анкетирование родителей
обучающихся; тематические часы, тренинги родительского взаимодействия,
просмотр видео и художественных фильмов и др.
В вопросе поддержки талантливых детей и молодежи важно выстраивание
сетевого взаимодействия школы с другими учреждениями образования, культуры,
спорта и профилактики. Использование базы других учреждений, привлечение
специалистов более высокого класса предоставляет новые образовательные
возможности, развивает культурно досуговую, образовательную деятельность
обучающихся,
обеспечивает
условия
для
получения
качественного
дополнительного образования.
С целью проведения самооценки и отслеживания эффективности деятельности
учреждения по реализации Программы ведется соответствующий мониторинг.
Основу мониторинга составляют количественные показатели, являющиеся наиболее
объективными и независимыми от эксперта. Количественные показатели могут
быть дополнены и качественной характеристикой работы по каждому направлению.
1 направление
Формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
выявление и поддержка талантливых детей и молодежи
Анализ состояния проблемы: среди проблем воспитания на центральное место
все чаще выдвигается задача создания условий для реализации способностей детей
и молодежи. Почти все дети одарены в той или иной области, главное - помочь
раскрыть и реализовать потенциал ребенка. Если дети национальное достояние
любой страны, то одарённые дети - её творческий потенциал. Чем раньше педагог
обнаружит незаурядные способности обучающихся и сумеет создать все условия
для дальнейшего их развития, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети
составят гордость и славу Отечества.
Мера ответственности педагога за сохранение и развитие одаренности в ребенке
не менее велика, чем ответственность его родителей. Одаренных детей отличает
особая пытливость ума, выраженный исследовательский интерес к окружающему
миру, творческий подход к любому делу. Оказывать услуги одаренным детям
труднее, чем «обычным», ибо их ум постоянно требует пищи, а творческие
наклонности ищут выхода, но и отдача велика.
Наличие взаимодействия между педагогом, психологом, родителями, а также
выстраивание индивидуальных образовательных траекторий с учетом
особенностей ребенка, или обучение по индивидуальному учебному плану поможет
развить способности детей и добиться высоких результатов.
Цель направления: создание условий для развития творческих способностей
детей и молодежи, оказание поддержки и сопровождение одаренных детей и
талантливой молодежи, способствующей их профессиональному и личностному
становлению.
Задачи направления:
•
совершенствование и реализация системы развития детской одаренности и
творческих способностей молодежи;
•
развитие и реализация системы мер адресной поддержки и
психологопедагогического сопровождения одаренных детей и талантливой
молодежи.
Ценностные
ориентиры
направления:
творчество,
созидание,
целеустремленность и настойчивость, самовыражение личности.
Планируемые результаты:
•
•
ценностное отношение к творчеству;
понимание необходимости творческого мышления для развития личности и
общества;
•
интерес к занятиям творческого характера, готовность к познанию и созданию
нового;
•
•
творческий характер мышления, творческий потенциал личности;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности .
2 направление
Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование
общей культуры обучающихся, профилактика экстремизма и радикализма
в молодежной среде.
Анализ состояния проблемы. гражданско-патриотическое воспитание
приоритетное направление государственной молодежной политики. Это сфера
продуктивного взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта,
ветеранских организаций, общественных объединений и средств массовой
информации в целях приобщения подрастающего поколения к историческому
наследию, воинским традициями духовно-нравственным ценностям России.
Мировые события последнего времени подтвердили, что социальная
дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное
влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп
населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры,
искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно
российского патриотического сознания.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблем духовнонравственного и гражданско-патриотического воспитания, формирования общей
культуры обучающихся, которая будет способствовать профилактике экстремизма
и радикализма в молодежной среде. Велика роль в данной деятельности детских и
молодежных объединений. Она предусматривает формирование и развитие
социально значимых ценностей. События отечественной истории в целом, истории
Великой Отечественной войны, как одни из самых героических страниц, несут в
себе незыблемые нравственные идеалы. Именно они должны лечь в основу
современной воспитательной системы.
Направление
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания, формирования общей культуры обучающихся, профилактики
экстремизма и радикализма в молодежной среде призвано воспитывать духовнонравственные, гражданские и мировоззренческие качества личности, которые
проявляются в любви к Родине. Его реализация будет способствовать развитию
интереса к истории и культуре, формированию гражданско-патриотических чувств
и убеждений, утверждению значимости таких ценностей, как бережное отношение
к плодам труда, опыту предшествующих поколений; приумножению исторического
наследия.
Цель направления: создание условий для становления и развития
высоконравственного, ответственного, инициативного и социально компетентного
гражданина и патриота.
Задачи направления:
•
совершенствование и реализация воспитательных мер, направленных на
духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи;
•
профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде посредством
развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина и патриота. Ценностные ориентиры направления: любовь к России,
своему народу, краю, семье, доверие к людям, многообразие и уважение культур и
народов, социальная ответственность и компетентность, закон и правопорядок,
нравственный выбор, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, забота
о старших и младших.
Планируемые результаты
•
ценностное отношение к России, своему народу, краю, семье;
•
знание истории своего народа, современных достижений соотечественников;
•
желание
продолжать
героические
традиции
многонационального
российского народа;
•
уважительное отношение к представителям всех национальностей;
•
знание государственных праздников, их значения в истории страны;
•
умение сочетать личные и общественные интересы, понимание успешности
личности через сопряженность личных интересов и точек роста своего края,
региона;
•
социальная активность, участие в деятельности общественных организаций и
социально-значимых проектах;
•
понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга;
•
понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли
традиционных религий в истории и культуре нашей страны;
•
понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общений и
речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
•
понимание необходимости самодисциплины;
•
умение устанавливать со сверстниками дружеские отношения, основанные на
нравственных нормах;
•
сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье,
осознание значения семьи в жизни человека.
3 направление
Социализация, самоопределение и профессиональная ориентация
Анализ состояния проблемы: одним из ключевых направлений
государственной молодежной политики является создание условий для социальноэкономической адаптации детей и молодежи, ее включения в систему трудовых
отношений. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое,
другие появляются. Обучающиеся нуждаются в разносторонней информации о
профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и
помощи в начале профессионального становления.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными
(предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности,
ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной
системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и
самостоятельному
жизненному
выбору,
к
самообразованию
и
самосовершенствованию.
Поэтому образовательный процесс личности в ее образовании, воспитании и
развитии должен быть направлен не только на получение определенных знаний,
умений и навыков, но и на разноплановое развитие, раскрытие творческих
возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность,
самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к
индивидуальности человека.
Школа, как учреждение дополнительного образования, влияет на непрерывное
и осознанное духовное самосовершенствование, и самоопределение обучающихся.
Занятия в школе, будучи необязательными, естественно, «достраивают»
незаполненные промежутки непрерывного гражданского становления личности.
Свобода и возможность выбора любимых занятий в школе особым образом влияют
на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на
базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более
осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной
деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и раскрыть творческий
потенциал.
В настоящее время значение профориентации неуклонно возрастает. Она
должна способствовать не только выбору профессии, но и успешности ее возможной
смены, мобильной переквалификации, адаптации и изменяющимся условиям жизни
и профессиональной деятельности.
Цель направления: создание условий для формирования у молодежи личностных и
социально значимых качеств, готовности к осознанному профессиональному
выбору.
Задачи направления:
•
совершенствование и реализация системы формирования у обучающихся
объективных представлений о себе, как субъекте собственной деятельности;
развитие навыков проектирования и реализации индивидуальных способностей.
•
формирование у молодежи адекватных представлений об избранной
профессиональной деятельности и собственной готовности к ней. Ценностные
ориентиры направления: личность, труд, информация, выбор профессии.
Планируемые результаты:
•
позитивное принятие себя как личности; сознательное понимание своей
принадлежности к социальным общностям;
•
позитивный опыт практической деятельности в составе различных
социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
• умение моделировать
социальной ситуации;
социальные отношения,
прогнозировать
развитие
•
умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию,
поступающую из социальной среды;
•
самоопределение в области своих познавательных интересов;
•
сформированность
интересов;
•
первоначальных
профессиональных
намерений
и
позитивный опыт участия в общественно значимых делах.
4 направление
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
и профилактической работы
Анализ состояния проблемы: сохранение и укрепление физического и
психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка и требующее значительные
усилия для реализации поставленных учреждением задач. Перед педагогическим
коллективом школы стоит задача направить обучающихся в сторону правильного
решения, дать знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,
обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения дополнительных
общеобразовательных программ, реализации социально - значимых мероприятий.
Направление формирования культуры, здорового и безопасного образа жизни и
профилактической работы сформировано с учётом факторов, оказывающих
существенное влияние на состояние здоровья детей: неблагоприятные социальные,
экономические и экологические условия; факторы риска, имеющие место в
образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению
здоровья обучающихся.
Цель направления: создание условий, способствующих укреплению
физического, нравственно-психического здоровья обучающихся, формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи направления:
•
совершенствование и реализация системы мер, формирующих у детей
мотивацию к здоровому и безопасному образу жизни, устойчивый психологический
иммунитет к употреблению различных видов наркотических средств и
психотропных веществ и другим проявлениям асоциального поведения.
•
повышение уровня информированности детей, молодёжи и родителей по
проблемам, связанным с различными асоциальными явлениями в обществе.
•
формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни,
ответственного, бережного отношения к своему здоровью.
•
развитие у обучающихся лидерских качеств и умений самостоятельно
работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.
Ценностные ориентиры направления: жизнь во всех ее проявлениях, здоровье,
безопасность, экологическая ответственность, репродуктивная ответственность.
Планируемые результаты:
•
ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях, качеству
окружающей среды, своему здоровью и здоровью окружающих людей;
•
осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного
образа жизни;
•
понимание единства и взаимосвязи различных видов здоровья человека:
физического, психического, социально-психологического, духовного и др.;
формирование личного опыта здоровье сберегающей деятельности и безопасного
поведения;
•
умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению
здоровья и нарушению безопасности;
•
соблюдение установленных правил личной гигиены, техники безопасности,
безопасности на дороге.
Исходя из основных направлений деятельности, подбираются формы работы,
формируется план мероприятий с соответствующими положениями по их
реализации (акции, конкурсы, фестивали, проекты и т.д.).
В дополнительных общеразвивающих программах педагогов определены
подходы к организации воспитательной работы.
В ходе реализации Программы школы ребенок:
— приобретает жизненные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей и
способность толерантного отношения к окружающим;
— развивает мыслительную деятельность и проективные способности не только в
творческих работах, но и в жизненных ситуациях; приобретает способность
эмоционального освоения нравственных и эстетических ценностей;
— понимает мировозренческие основы, стилистику и овладевает понятийным
аппаратом различных культур; развивает в себе такие качества как
коммуникабельность, креативность, мобильность, обучаемость;
— расширяет область получения профессионального образования;
— обогащает свою жизнь новыми социальными связями. родители:
сформируют и разовьют чувство причастности к жизни школы, совместной
ответственности за результаты воспитания детей; педагоги:
— приобретут специфические знания в области педагогики дополнительного
образования, умения адекватно использовать образовательные и воспитательные
технологии; получат возможность ценностного самоопределения в современной
педагогической действительности, роста профессионализма, изменения своей
профессиональной позиции.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
− принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к ученикам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
− принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений
между школьниками и педагогами;
− принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и
задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
− принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации, и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами
анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся.
Осуществляется анализ преподавателями совместно с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании
управляющего совета или педагогического совета школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
учителями начальных классов и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью
школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их
родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании педагогического совета школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных:
−
с качеством проводимых общешкольных событий;
−
качеством совместной деятельности преподавателя и его класса;
−
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
−
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков; − качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу