Цветоведение

Структура программы учебного предмета
1.










2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
 Учебно-тематический план;
 Годовые требования. Содержание разделов и тем;

3.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

4.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
 Критерии оценки;

5.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
 Методические рекомендации преподавателям;
 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
 Список методической литературы.
 Список учебной литературы.
 Средства обучения.

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Цветоведение» (в рамках вариативной части
учебного плана Детской школы искусств (далее – ДШИ)) является частью
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в
области изобразительного искусства «Живопись» и разработана в соответствии с
федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к минимуму
содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных
программ
в
области
изобразительного искусства «Живопись».
Программа выполняет следующие функции:
- нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
- процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и
условия обучения;
- оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания,
устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных
знаний, умений и навыков.
Цветоведение – это наука о природе цвета, его основных свойствах и
характеристиках, а также закономерностях восприятия и различия цвета.
Цвет оказывает огромное влияние на нашу жизнь – настроение,
самочувствие, выбор вещей… Знание законов цвета, понимание правил
составления цветовых гармоний помогут создать обучающимся выразительные
работы.
Реализация учебного предмета «Цветоведение» вариативной части
учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных
программ в области изобразительного искусства «Живопись» дает возможность
расширения и углубления подготовки учащихся, определяемой содержанием
обязательной части, получения учащимися дополнительных знаний, умений и
навыков.
Программа учебного предмета «Цветоведение» представляет примерный
теоретико-практический объем, включающий знакомство с основными понятиями
цветовой грамоты.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к
изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
2

Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Цветоведение» с 8летним сроком
освоения предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» в
полном объеме составляет 3 года – с 1 по 3 класс.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
.
Общая трудоемкость учебного предмета «Цветоведение» при 8-летнем сроке
обучении составляет 147 часов, из них: 99 часов – аудиторные занятия; 48 –
самостоятельная работа.
Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.

Сведения о затратах учебного времени
и графике промежуточной аттестации
Учебный предмет «Цветоведение» со сроком обучения 3 лет
(Программа «Живопись» со сроком обучения 8 лет)
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной
аттестации

Классы

1

Полугодия
Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельна
я работа (в
часах)
Максимальная
учебная
нагрузка
(в часах)
Вид
промежуточной
аттестации
З. – зачет;

2

Всего
часов

3

1

2

3

4

5

6

16

17

16

17

16

17

99

8

8

8

8

8

8

48

24

25

24

25

24

25

147

З.

З.

З.

3

Форма проведения учебных занятий
Формами проведения занятий является групповая, мелкогрупповая и
индивидуальная работа, количество человек в группе – от 4 до 15. Мелкогрупповая
форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Формы учебной деятельности:
1.
Беседы (с целью получения теоретических знаний, эмоционального
настроя на выполнение заданий)
2.
Демонстрация наглядных пособий: таблиц, образцов работ
обучающихся, репродукций картин художников.
3.
Практическая деятельность: упражнения, задания, цветовые
композиции.
4.

Самостоятельная работа.

5.

Оценочная деятельность.

6.

Организационно-выставочная работа.

Художественная деятельность учащихся осуществляется на занятиях через
знакомство с теоретическими знаниями, овладение практическими умениями и
навыками, знакомство с образцами искусства.
Каждое практическое задание реализуется через две основные формы работы
- аудиторную и домашнюю.
Аудиторная работа заключается в следующем:

Выполнение упражнений на закрепление теоретических знаний и
развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам,
приемам и закономерностям работы с акварельными и гуашевыми красками;

Разработка эскизов композиций практических заданий и варианты их
цветового решения;

Собеседование по углублению теоретических знаний;

Анализ текущих практических заданий с объяснением ошибок и
причин их появления;

Отработка практических навыков в работе над композицией:
разработка темы, выражение её в конструктивно-пластической форме эскиза, поиск
колористического решения.
Домашняя работа заключается в следующем:

Работа над композицией,
изображения на заданную тему;

поиски

стилистических

приемов
4


Осмысление и закрепление навыков работы с точной цветовой
палитрой, умение самостоятельно пользоваться наработанными в аудитории
приёмами и закономерностями работы с акварельными и гуашевыми красками.

Цель и задачи учебного предмета
Цели:
Формирование понимания основ цветоведения, как неотъемлемой
части изобразительного искусства.
2. Подготовка учащихся к успешному освоению живописи через
знакомство с цветом как языком искусства.

1.

Задачи:
- познакомить с выразительными возможностями цвета как живописного
средства;
- учить анализировать работы художников, расширяя художественный опыт;
- повышать выразительные возможности детского рисунка с помощью цвета,
новых способов самовыражении средствами живописи;
- развивать творческий потенциал, художественное мышление ребенка на
основе знания цветовой грамоты;
- воспитывать художественный вкус.
Учебный предмет «Цветоведение» направлен на развитие творческих
способностей учащихся и формирование багажа знаний, умений и навыков по
живописи. В процессе обучения учащиеся должны научиться видеть и передавать
цветовые отношения с учетом теплых и холодных оттенков.
Программа предмета «Цветоведение» сохраняет преемственность с
образовательными программами «Живопись», «Композиция»», преподаваемыми в
нашей школе. Вся система занятий «Цветоведения» в тесной связи с занятиями
живописью и композицией ведёт к развитию таких творческих способностей
учащихся, как художественная наблюдательность, зрительная память, образное
мышление, творческое воображение, чувство цвета. Они призваны заложить
прочные основы изобразительной грамоты, необходимые для самостоятельной
работы.

Обоснование структуры программы
5

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учащимися.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки учащихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом
уровня развития детей.
Методы обучения предполагается использовать проблемные и личностноориентированные. Для мотивации к выполнению заданий уроки можно строить на
литературных произведениях, знакомых учащимся. Данная интеграция в обучении
поможет создать проблемные ситуации для занятий.
Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном
процессе применяются следующие основные методы:
1.
объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических
пособий, иллюстраций);
2.
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

3.

творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).

4.

Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Очень важным для реализации данного курса являются материальнотехнические условия. Каждый учащийся обеспечивается доступом к
библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
6

Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом
для сбора дополнительного материала по изучаемым темам. Библиотечный
фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной,
дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по
цветоведению, а также альбомами по искусству. Наличие таблиц по
цветоведению, репродукций картин художников, творческих и учебных работ
обучающихся и преподавателей, литературных и музыкальных произведений
помогут интересному восприятию новых знаний.
Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями,
интерактивной доской.

2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с основным
средством выразительности изобразительного искусства - цветом.
Учитывая творческий характер занятий, возрастную психологию,
распределение времени для выполнения заданий следует считать условным.
Программа учебного предмета «Цветоведение» (3 года) при 8-летнем
образовании включает в себя следующие разделы:
- Цветовая палитра. Смешение красок.

- Колорит. Теплое и холодное.
- Темное и светлое.
- Цветовая гармония.
- Состояние цвета. Эмоции. Выразительность.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного предмета «Цветоведение» (срок освоения программы 3 года)
программ «Живопись» с нормативным сроком обучения 8 лет
Первый год обучения
№

Наименование раздела, темы

Общий объем времени в часах
Вид
учебно Максимальн Самостояте
Аудиторные
го
ая учебная
льная
занятия
заняти нагрузка
работа
я

16

33

Раздел 1: Цветовая палитра. Смешение красок.
1.1 Листопад. Краски осени (проба
урок
1.5
0.5
красок)

1

49

7

Игра в пятнашки.
урок
1.5
Цветы на лугу. Радужная страна. урок
3
Фокус с кляксами.
урок
1.5
Серое семейство. Упражнение,
урок
1.5
Серое семейство. Композиция.
урок
3
Цветик-семицветик.
урок
1.5
Раздел 2: Колорит. Теплое и холодное.
2.1 Нарядная птица.
урок
3
2.2 Дуги. Теплая цветовая гамма.
урок
1.5
2.3 Зимнее небо. Холодная
урок
1.5
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7

цветовая гамма.
2.4 Дерево теплой страны.
2.5 Дерево холодной страны.
2.6 Айсберги.
3.1
3.2
3.3
3.4
4.1
4.2
4.3
4.4
5.1
5.2

0.5
1
0.5
0.5
1
0.5

1
2
1
1
2
1

1
0.5
0.5

2
1
1

урок
1.5
0.5
урок
1.5
0.5
урок
1.5
0.5
Раздел 3: Темное и светлое.
урок
1.5
0.5
Краски, которые светятся.
урок
1.5
0.5
Облака.
урок
1.5
0.5
Молнии.
урок
3
1
Стихии.
Раздел 4: Цветовая гармония.
урок
3
1
Веер.
урок
1.5
0.5
Цветные коврики.
урок
1.5
0.5
Рыбки.
урок
3
1
Морские фантазии.
Раздел 5: Состояние цвета. Эмоции. Выразительность.
4.5
1.5
У природы нет плохой погоды. урок
4
1
Какого цвета праздник? Итог. урок

1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
3
3

8

Второй год обучения
№

Наименование раздела, темы

Общий объем времени в часах
Вид
учебно Максимальн Самостояте
Аудиторные
го
ая учебная
льная
занятия
заняти нагрузка
работа
я

16

33

Раздел 1: Цветовая палитра. Смешение красок.
1.1 Школьная пора.
урок
1.5
0.5

1

1.2 Какие бывают краски?
1.3 Улитка - малый цветовой

49

круг. Радуга, Венок
1.4 Школьная пора.

урок
урок

1.5
3

0.5
1

1
2

урок

3

1

2

Раздел 2: Колорит. Теплое и холодное.
2.1 Кляксы. Теплая цветовая
урок
1.5
0.5
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3.1
3.2
3.3
3.4
4.1
5.1
5.2
5.3

гамма.
Дуги. Цветовые растяжки.
Дерево теплой страны.
Знойный лес.
Звезды
Далекий лес.
Лес ледяного королевства.

урок
1.5
0.5
урок
1.5
0.5
урок
1.5
0.5
урок
1.5
0.5
урок
1.5
0.5
урок
3
1
Раздел 3: Темное и светлое.
урок
3
1
Ковры волшебников.
урок
1.5
0.5
Скалы.
урок
3
1
Заколдованный лес.
урок
3
1
Стихия.
Раздел 4: Цветовая гармония.
урок
6
2
Пейзажи
Раздел 5: Состояние цвета. Эмоции. Выразительность.
урок
3
1
Рисуем нечистую силу.
урок
3
1
Ветер и солнце.
урок
6
2
Какого цвета музыка? Итог.

1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
4
2
2
4

9

Третий год обучения
№

Наименование раздела, темы

Общий объем времени в часах
Вид
учебно Максимальн Самостояте
Аудиторные
го
ая учебная
льная
занятия
заняти нагрузка
работа
я

16

33

Раздел 1: Цветовая палитра. Смешение красок.
1.1 Игра-викторина
урок
1.5
0.5
1.2 Большой тонально-цветовой
урок
3
1

1
2

49

круг.

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3.1
3.2
3.3

4.1
4.2
5.1
5.2
5.3

Раздел 2: Колорит. Теплое и холодное.
урок
1.5
Дуги. Цветовые растяжки.
урок
1.5
Цветы распускаются.
урок
3
Замок феи цветов.
урок
1.5
Звезды.
урок
1.5
Букет для снежной королевы.
урок
3
Замок снежной королевы.
урок
3
Костер, свеча.
Раздел 3: Темное и светлое.
урок
3
Светлый замок.
урок
3
Замок злого волшебника
урок
6
Солнечный город. Город

снежной королевы, (на выбор)

0.5
0.5
1
0.5
0.5
1
1

1
1
2
1
1
2
2

1
1
2

2
2
4

Раздел 4: Цветовая гармония.
урок
4.5
1.5
Африканские маски
урок
3
1
Космические фантазии.
Раздел 5: Состояние цвета. Эмоции. Выразительность.
урок
4.5
1.5
Волшебные сны.
урок
4.5
1.5
Какого цвета Мечта?
урок
3
1
Цветоведение. Итог.

3
2
3
3
2

10

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
(срок освоения 3 года)
Первый год обучения
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Раздел 1: Цветовая палитра. Смешение красок.
Тема: «Краски осени», «Листопад», «Букет».
На первом занятии краски открываются. Внимание обращается на цветовую
насыщенность, цветовую палитру, эмоциональное впечатление. Беседа о природе
колорита. Навыки организации рабочего места, правила обращения с гуашевыми
красками. Названия красок разного цвета. Что в жизни напоминает каждый цвет. Проба
красок. Радость общения с красками. Использование формата ½ А4, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения с красками, формат
А4
Тема: «Игра в пятнашки»
Знать свойства акварели, основные приемы работы кистью. Уметь самостоятельно
использовать приемы работы с акварелью. Правила работы с красками. Использование
формата ½ А4, акварель.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
Тема: «Цветы на лугу. Радуга».
Многоцветие окружающего мира. Три основные краски. Основные и составные
цвета. Живая связь красок. Умение смешивать краски. Изображение цветущего луга и
радуги. Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
Тема: «Фокус с кляксами. Ахроматические цвета»
Знать свойства белого и черного цветов. Уметь цвета разделять на группы:
хроматические, ахроматические. Видеть в цветовых пятнах знакомые образы,
самостоятельно дополнять их. Использование формата ½ А4, акварели, туши,белой
гуаши, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: закрепление материала посредствам дорисовывания
пятен (связь формы пятна с образом).
Тема: «Серое семейство. Упражнения»
Знать свойства белого и черного цветов. Знать ахроматические цвета, приемы
работы с гуашью «грязной кистью». Уметь создавать на палитре до 10 оттенков серого
цвета. Умение смешивать краски. Видеть в цветовых пятнах знакомые образы,
самостоятельно дополнять их. Освоение выразительных возможностей пятна.
Использование гуаши, формата ½ А4.
Самостоятельная работа: закрепление приема.
Тема: «Серое семейство. Композиция»
Знать понятия: «композиция», «композиционный центр»; правила расположения
предметов на пространстве листа. Уметь самостоятельно выбирать средства и приемы
для изображения фона; располагать предметы на пространстве листа; работать
аккуратно. Использование гуаши, формата А3.
Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
Тема: «Цветик – семицветик».
Закрепить представление детей о цветовом многообразии, ознакомить с
хроматическими (основными) и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой
11

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

3.1

гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить
навык закрашивания внутри контура. Развивать чувственно- эмоциональное восприятие
окружающего мира. Использование техники на выбор: акварель, гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
Раздел 2: Колорит. Теплое и холодное.
Тема: «Нарядная птица».
Задание на знакомство с понятием колорит. Теплый колорит. «Жар птица»
«Перо Жар-птицы». Холодный колорит. «Синяя птица счастья». Развитие чувства
совмещения материалов, цвета и фактуры. Создание ассоциативной композиции. Слайды
и книги с изображением различных птиц. Применение мазковой техники. Заполнение
изображения происходит при помощи любого приема - заливка, мазок, рисование
пальчиками. Акцент делается на выборе цвета в зависимости от задания. Краски
смешиваются прямо на листе. Черная и белая краски не применяются. Использование
гуаши, формата А4 (возможно А3).
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, посещение
действующих выставок работ художников.
Тема: «Дуги. Цветовая растяжка».
Знать теплую цветовую гамму, приемы работы с гуашью. Уметь самостоятельно
использовать прием цветовой растяжки, получать различные оттенки теплых цветов
путем смешения различных цветов теплого колорита. Использование гуаши, формата
А4.
Самостоятельная работа: выполнение цветовых растяжек.
Тема: «Зимнее небо. Холодная цветовая гамма».
Знать холодную цветовую гамму. Уметь выполнять светлотную растяжку цвета;
использовать палитру; самостоятельно получать различные оттенки холодных цветов
путем добавления белого цвета. Использование гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение светлотных растяжек.
Тема: «Дерево теплой страны».
Знать теплую цветовую гамму, приемы работы с гуашью. Уметь самостоятельно
использовать прием тональной и цветовой растяжки. Использование гуаши, формата А4
Самостоятельная работа: изображение листьев различных деревьев.
Тема: «Дерево холодной страны».
Знать приемы тональной растяжки. Уметь создавать образ дерева, используя
прямые и ломаные линии, работать цветом, используя тональные оттенки двух холодных
цветов. Использование гуаши, формата А4
Самостоятельная работа: выполнить 1 - 2 упражнения на характер линий:
волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
Тема: «Айсберги. Упражнения».
Знать приемы тональной растяжки. Уметь заполнять лист чередующимися сериями
прямых и ломаных линий; заполнять плоскости рисунка оттенками холодных цветов.
Использование акварели, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение льдинки.
Раздел 3: Темное и светлое.
Тема: «Краски, которые светятся. Урок – мастерская».
Знать понятие «локальный цвет»; свойства светлой гаммы цветов. Уметь создавать
яркую композицию («Рождество», «Новый год», «Праздник») на темном фоне, используя
приемы работы с бумагой, ножницами, клеем. Использование картона темного цвета,
12

ножниц, цветной бумаги светлых тонов, клея, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, создание коллажей.
3.2
Тема: «Облака. Урок – превращение».
Знать приемы работы с цветом, используя тональную растяжку. Уметь с помощью
волнистых линий создавать новые образы. Использование акварели, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение этюда «Тучи по
небу гуляют».
3.3 Тема: «Молнии. Урок – превращение».
Знать прием тональной растяжки. Уметь использовать темные и светлые цвета для
создания контраста. Использование акварели, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: изображение грозы.
3.4
Тема: «Стихия».
Богатство цвета и тона. Пять красок. Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение
смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природной стихии: гроза,
ветер, дождь, северное сияние. Использование акварели, гуаши, формата А4, А3.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение творческой работы.
Раздел 4: Цветовая гармония.
4.1 Тема: «Веер».
Гармония цвета. Теория гармонических сочетаний цвета и тона. Веер строится из
модулей (треугольников). Предлагаются следующие цветовые гармонии:
«Веер 1» - жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжево-красный, красный, пурпурный,
фиолетовый.
«Веер 2» - жёлтый, жёлто-зелёный, зелёный, голубой, синий, сине-фиолетовый,
фиолетовый. Использование акварели, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение упражнений по
заполнению плоскостей изображения ограниченными цветами.
4.2 Тема: «Цветовые коврики».
Упражнения на тёпло- холодные гармонии. Работа с палитрой, цветовые гармонии,
цветовые растяжки. Использование акварели, гуаши, формата А5 или А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение упражнений на
цветовые гармонии.
4.3 Тема: «Рыбка».
Тепло-холодные цветовые гармонии. Декоративный рисунок рыбки.
Выразительность цветового пятна. Деление цвета на тёплые и холодные гармонии.
Использование акварели, гуаши, формата на выбор.
Самостоятельная работа: выполнение декоративного рисунка рыбки.
4.4 Тема: «Морские фантазии».
Панно. Овладение цветом и техническими приемами стилизации изображения.
Создание сюжетов на заданную тему. Колористическое богатство одной цветовой
гаммы. Ограниченная цветовая гамма (холодная). Использованиеакварели, гуаши,
формата А3.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение творческойработы
«Морские зарисовки».
Раздел 5: Состояние цвета. Эмоции. Выразительность.
5.1 Тема: «У природы нет плохой погоды».
Упражнение на состояния: холодный ветер, закат, восход, розовое утро, страшная
гроза, лёгкий туман, солнечный день. Эмоциональная роль цвета.
13

Использование акварели, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение эмоционально
творческой работы.
5.2 Тема: «Какого цвета праздник?»
Цветовые композиции. Выражение в цвете настроения праздника. Подборцветовой
гаммы в соответствии с настроением праздника. Эмоциональная роль цвета.
Использование акварели, гуаши, формата А3.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение эмоционально
творческой работы.
Второй год обучения
Раздел 1: Цветовая палитра. Смешение красок.
1.1 Тема: «Школьная пора».
Знать свойства акварели, основные приемы работы кистью. Уметь самостоятельно
использовать приемы работы с акварелью. Правила работы с красками. Использование
формата ½ А4, акварель.
Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения с красками, формат ½
А4.
1.2 Тема: «Какие бывают краски?»
Знать свойства акварели, основные приемы работы кистью. Знакомство с
характерами и особенностями основных и составных цветов. Различие в понятиях
«краска» и «цвет». Использование формата ½ А4, А4, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения с красками на смешение
цветов, формат ½ А4.
1.3 Тема: «Улитка» - малый цветовой круг».
Цветоведение - наука о цвете. Основные цвета (красный, желтый, синий).
Составные цвета (фиолетовый, оранжевый, зеленый). Получение составных цветов,
путем смешивания основных красок. Порядок цветов в спектре. Малый цветовой круг.
Понятие «цветовой спектр». Разделение цветов малого цветового круга на
«теплые» и холодные». Понятия «нюанс», «нюансные цвета», «контраст»,
«контрастные цвета».
Взаимное смягчение нюансными цветами друг друга и получение при их
смешивании более тонких оттенков. Взаимное усиление контрастными цветами друг
друга и получение «грязи» при их смешивании. Выполнение упражнения
«Улитка» (порядок цветов в спектре). Использование гуаши, формата А4. Самостоятельная
работа: закрепление материала, изображение радуги,
Цветов.
1.4 Тема: «Радуга», «Венок»
Получение составных цветов, путем смешивания основных красок. Порядок
цветов в спектре. Выполнение возможных композиций «Осенний урожай» или
сказочного цветка при помощи трех основных красок (составные цвета получают путем
смешивания красок); композиция «Радуга» (порядок цветов в спектре); композиция
«Венок» (окраска цветов в венке соответствует порядку цветов в малом цветовом круге
- красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). Использование формата
14

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

А4, А3, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений «коврики», а затем творческих
композиций c использованием холодных, теплых, нюансных и контрастных цветов,
формат ½ А4, А3.
Раздел 2: Колорит. Теплое и холодное.
Тема: «Кляксы. Теплая цветовая гамма».
Знать теплую цветовую гамму. Уметь выполнять тональную растяжку цвета;
использовать палитру; самостоятельно получать различные оттенки теплых цветов путем
добавления белого цвета. Использование гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек, используя линии разного
характера.
Тема: «Дуги. Цветовая растяжка».
Знать холодную цветовую гамму, приемы работы с гуашью. Уметь
самостоятельно использовать прием цветовой растяжки, получать различные оттенки
холодных цветов путем смешения различных цветов холодного колорита. Использование
гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение цветовых растяжек
(переходы желтого в красный, оранжевого в зеленый, синего в фиолетовый, зеленого в
синий и т.д.).
Тема: «Дерево теплой страны».
Умение рисовать части дерева, используя только волнистую линию. Знать теплую
цветовую гамму, приемы работы с гуашью. Уметь самостоятельно использовать прием
тональной и цветовой растяжки. Работать цветом, используя тональные оттенки двух
теплых цветов. Использование гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение тоновых растяжек
одного цвета.
Тема: «Знойный лес».
Знать правила расположения предметов на листе. Уметь создавать образ знойного,
напоенного светом и теплом мира, используя волнистые линии и теплую гамму цветов.
Использование формата А4, А3, гуашь.
Самостоятельная работа: закрепление материала, знакомство с репродукциями
художников.
Тема: «Звезды».
Уметь создавать образы замкнутой ломаной линией и делением, полученной
формы прямыми линиями на части. Знать приемы цветовой растяжки от теплого цвета к
холодному. Работать цветом, закрашивая грани, постепенно добавляя к теплому цвету
холодный. Использование гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение тоновых растяжек
одного цвета, используя характерные линии и граненые формы.
Тема: «Далекий лес. Упражнения».
Знать приемы тональной растяжки. Уметь заполнять лист чередующимися
сериями прямых и ломаных линий, меняя наклон относительно края листа, получая
прямые и граненые плоскости; заполнять прямые плоскости рисунка оттенками одного
холодного цвета, а граненые – другого холодного цвета, используя прием растяжки.
Использование гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников,
выполнение тоновых растяжек одного цвета.
15

Тема: «Лес ледяного королевства».
Создать композицию с зимним лесом, используя прямые и ломаные линии и
холодную гамму цветов. Знать понятия «пейзаж», «композиция»; правила построения
композиции. Уметь применять для создания работы полученные знания о цвете, линиях.
Использование формата А3, гуашь.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение тоновых и цветовых
растяжек.
Раздел 3: Темное и светлое.
3.1 Тема: «Ковры волшебников».
Темное и светлое. Оттенки цвета. Развитие композиционных навыков в
составлении цветовой гаммы. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Знать
приемы работы с цветом, используя тональную растяжку. Приемы разбеления и
затемнения цвета, их выразительные особенности. Использование гуаши, формата А4
(круг, квадрат).
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение по теме
«Цветной калейдоскоп».
3.2
Тема: «Скалы. Урок – превращение».
Уметь получать замкнутое остроугольное пространство, рисуя ломаные линии,
разделять его на несколько частей. Знать прием тональной заливки, меняя темный цвет
по светлоте. Уметь использовать темные и светлые цвета для создания контраста.
Использование гуаши, различного по форме формата.
Самостоятельная работа: закрепление материала, техника «заливка»
3.3 Тема: Композиция «Заколдованный лес».
Знать свойства светлой и темной цветовой гаммы. Уметь с помощью ломаных и
волнистых линий создавать силуэты деревьев, замков, похожих на чудищ. Использовать
приемы цветовой и тональной растяжки. Использование акварели, гуаши, формата по
выбору.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
3.4
Тема: «Стихия».
Богатство цвета и тона. Ограниченное количество красок. Темное и светлое.
Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение
природной стихии: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман. Использование
акварели, гуаши, формата по выбору.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение творческой работы
по одному из природных явлений.
Раздел 4: Цветовая гармония.
4.1 Тема: «Пейзаж».
Уметь изображать простой пейзаж и повторить выбранный сюжет
многократно. Гармоническое сочетание цвета. Выполнить упражнения по цветоведению
ограниченными цветами (в каждом формате (6 одинаковых небольших форматов) –
заданная цветовая гамма) следующим образом:
1. Чёрный и белый.
2. Жёлтый, синий, чёрный, белый.
3 Синий + жёлтый = зелёный (через зелёный). 4 Через синий.
5. Через жёлтый.
6. Через серый.
Использование акварели, гуаши, формата А5 или А4.

2.7

16

Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение упражнений на
цветовые гармонии.
Раздел 5: Состояние цвета. Эмоции. Выразительность.
5.1 Тема: Рисуем нечистую силу.
Передача через цвет личного отношения к героям сказок, открытие этического
компонента живописного образа и выражение его в цвете.
Использование акварели, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: чтение русских волшебных сказок, закрепление
материала, выполнение эмоционально творческой работы по русским сказкам.
5.2 Тема: «Ветер и солнце».
Передача через цвет личного отношения к героям сказок, этическогокомпонента
живописного образа и выражение его в цвете. Использование акварели, гуаши, материал
и формат по выбору.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение эмоционально
творческой работы по Сказке «Ветер и солнце».
5.3 Тема: «Какого цвета музыка?»
Особенности эмоционального восприятия цвета. Влияние различных цветов
спектра на психику человека. Использование психологических особенностей восприятия
цвета в художественных произведениях. Музыкальность цвета. 7 цветов радуги и 7 нот.
Цветовые ассоциации к различным музыкальным фрагментам; цветовые композиции
(абстрактные или реалистические), иллюстрирующие музыкальные произведения;
возможна творческая итоговая работа по цве- товедению. Использование акварели,
гуаши, формата А3.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение эмоционально
творческой работы.
Третий год обучения
Раздел 1: Цветовая палитра. Смешение красок.
1.1 Тема: Игра-викторина
Игра-викторина, развивающая чувство цвета (по усложненному тональноцветовому кругу); возможна творческая работа по цветоведению. Декоративносюжетные композиции с использованием цветовых растяжек. Использование акварели,
гуаши, формата А4, А3.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение декоративносюжетных композиций с использованием цветовых растяжек.
1.2 Тема: «Большой тонально-цветовой круг».
Дальнейшее усложнение большого цветового круга. Тональность двух оттенков
одного цвета, тональное многообразие двух оттенков одного цвета. Многообразие
цветовых оттенков в окружающем мире, в произведениях художников. Использование
гуаши, формата А3.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
Раздел 2: Колорит. Теплое и холодное.
2.1 Тема: Дуги. Цветовая растяжка.
Знать теплую, холодную цветовую гамму, приемы работы с гуашью и акварелью.
17

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Уметь самостоятельно использовать прием цветовой растяжки, получать различные
оттенки теплых цветов путем смешения различных цветов теплого колорита; различные
оттенки холодных цветов путем смешения различных цветов холодного колорита.
Использование акварели, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение цветовых растяжек
в акварели (переходы желтого в красный, оранжевого в зеленый, синего в фиолетовый,
зеленого в синий и т.д.).
Тема: Цветы распускаются
Знать теплую цветовую гамму, приемы работы с гуашью. Уметь самостоятельно
использовать прием тональной растяжки цвета, получать различные оттенки теплых
цветов путем добавления белого цвета. Использование формата А4, А3, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников,
выполнение тоновых растяжек одного цвета.
Тема: Замок феи Цветов
Знать названия архитектурных сооружений (замок, церковь, собор). Уметь
находить и показывать дуги в архитектурных сооружениях. На основе увиденных
образов уметь создавать новые. Уметь самостоятельно использовать прием цветовой
растяжки, получать различные оттенки теплых цветов путем смешения
различных цветов теплого колорита. Использование формата А4, А3, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, закреплять
прием цветовой растяжки, получать различные оттенки теплых цветов путем смешения
различных цветов теплого колорита.
Тема: Звезды. Урок – превращение
Знать холодную цветовую гамму. Уметь рисовать замкнутые ломаные линии,
ломаную форму разделять прямыми линиями; использовать цветовую растяжку от
теплого цвета к холодному. Использование формата А4, А3, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, закреплять
прием цветовой растяжки, получать различные оттенки теплых цветов путем смешения
различных цветов теплого колорита.
Тема: Букет для Снежной Королевы.
Знать выразительные возможности прямой, наклонной, ломаной линий; приемы
тональной и цветовой растяжки. Уметь самостоятельно создавать композицию,
используя полученные знания. Использование формата А4, А3, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, выполнение
творческой композиции.
Тема: Замок Снежной Королевы
Знать названия архитектурных сооружений (замок, собор). Уметь находить и
показывать остроугольные формы, которые преобладают в архитектурных сооружениях.
На основе увиденных образов уметь создавать новые. Использование формата А4, А3,
акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, выполнение
творческой композиции.
Тема: «Костер», «Свеча». Теплые и холодные цвета.
Изображение угасающего костра – "борьба" тепла и холода. Заполняя весь лист,
свободно смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху,
гаснущий (работа по памяти и впечатлению). Слайды угасающего костра; методическое
пособие по цветоведению. Использование формата А4, А3, акварель, гуашь.
18

Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, выполнение
творческой композиции.
Раздел 3: Темное и светлое. 3.1 Тема: Светлый замок
Знать, что такое симметрия; свойства светлой гаммы цветов. Уметь
самостоятельно создавать композицию, используя полученные знания. Использование
формата А4, А3, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, выполнение
творческой композиции.
3.2 Тема: Замок злого волшебника.
Знать свойства темной цветовой гаммы. Уметь нарисовать замок, используя
ломаные линии, в цветовом решении применять темные цвета. Использование формата
А4, А3, акварель, гуашь.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, выполнение
творческой композиции.
3.3 Тема: «Солнечный город», «Царство Снежной королевы».
Овладение цветом и техническими приемами. Создание сюжетов на заданную
тему. Колористическое богатство одной цветовой гаммы. Использование гуашь, крупные
кисти, большие листы бумаги. Слайды, методические пособия.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, выполнение
творческой композиции.
Раздел 4: Цветовая гармония.
4.1 Тема: «Африканские маски».
Создавать определённую цветовую гармонию, а также выявить за счёт цветовых
акцентов наиболее композиционно значимые формы. Работа должна быть выполнена
аккуратно, без потёков и грязи.
Гармоничное сочетание 6 групп родственно-контрастных цветов:
1. Жёлтый - фиолетовый, красный, оранжевый и промежуточные.
2. Жёлтый – фиолетовый, синий, зелёный и промежуточные.
3. Синий – оранжевый, зелёный, жёлтый и промежуточные.
4. Синий – оранжевый, зелёный, жёлтый и промежуточные.
5. Красный – зелёный, жёлтый, оранжевый и промежуточный.
6.
Красный – зелёный, синий, фиолетовый и промежуточный. Использование
акварели, гуаши, формата А5 или А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение упражненийна
цветовые гармонии.
4.2 Тема: «Космические фантазии».
Развитие детского воображения. Сложные цветовые гармонии. Использование акварели,
гуаши, формата А3.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение эмоционально
творческой работы.
Раздел 5: Состояние цвета. Эмоции. Выразительность. 5.1 Тема: Волшебные сны
Стимулировать фантазию детей. Самостоятельный выбор сюжета композиции.
Подбор цветовой гармонии. Эмоциональная роль цвета. Использование акварель, гуашь,
крупные кисти, большие листы бумаги. Слайды, методические пособия.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, поиск
цветового решения (2-3 эскиза).
19

5.2 Тема: «Какого цвета мечта?»
Цветовые композиции. Творческое использование цвета в рисунке. Подбор
цветовой гаммы. Эмоциональная роль цвета. Использование акварель, гуашь, крупные
кисти, большие листы бумаги. Слайды, методические пособия.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, выполнение
подмалевка c использованием полученных знаний по цветоведению; проработка деталей.
5.3 Тема: «Обобщение знаний по цветоведению».
Роль колорита и раскрытии художественного замысла произведения. Значение
цвета и тона в выделении смыслового центра, в создании цельной композиции.
Оформление картины как неотъемлемая часть художественного произведения. Значение
оформления в эстетическом восприятии работы. Использование акварель, гуашь,
крупные кисти, большие листы бумаги.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, выделение
цветом и тоном главного; обобщение работы, подготовка работ к выставке.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В конце курса учебного предмета «Цветоведение» со сроком обучения 3 года
при реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет учащиеся
должны овладеть следующими знаниями и навыками:
должен уметь:
- пользоваться полной цветовой палитрой (в акварельной и в гуашевой
техниках);
- получать при помощи смешения красок составные и дополнительные цвета,
оттенки;
- находить правильное колористическое решение композиций.
Учащиеся должны знать:
- суть основных понятий в науке цветоведения (основные цвета, составные
цвета, оттенки, светлота, насыщенность, цветовой тон, гармонии цветов);
- законы, правила, приёмы, закономерности смешения цветов;
-художественно-выразительные
средства
эмоциональное воздействие их на человека.

цветовых

композиций

и

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
АТТЕСТАЦИЯ: ЦЕЛИ, ВИДЫ, ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Формы и методы контроля служат задачам стимулирования учебной
деятельности и заключаются в количественной оценке через:
- текущий контроль, который способствует объективности в оценке умений и
знаний каждого ребенка (оценка всех работ преподавателем, оценка наиболее
удачных работ учащихся преподавателем, оценка работ учащимися, самооценка,
сравнительный анализ, комментированная оценка),
20

- периодический контроль (итоги за четверть),
- итоговый контроль (просмотр учебных работ за год, участие в выставках),
а так же в качественной оценке через оценочные суждения преподавателя.
Качественная оценка применяется в текущем контроле.
Средствами текущего контроля по учебному предмету «Цветоведение»
считаются просмотры учебных работ по окончании полугодий и контрольный урок
в конце второго года обучения. Текущий контроль успеваемости учащихся и
контрольный урок проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Контрольный урок проводится для определения теоретических
знаний, приобретенных за курс. В процессе обучения по предмету «Цветоведение»
выставляются оценки за полугодия и итоговая оценка за год.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
По учебному предмету «Цветоведение» предполагается пятибалльная
система.
5 баллов — ставится при прекрасном демонстрировании приобретенных
знаний, умений и навыков; особые успехи, «отлично», задание выполнено
полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу
обучения, и учебная задача полностью и правильно выполнена.
4 балла — «хорошо» выставляется при хорошем, достаточном уровне
демонстрирования приобретенных знаний, умений; полное выполнение работы, но
с небольшими пробелами, недочетами; уровень живописной грамотности
соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная
задача выполнена. Учащийся хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает
незначительные ошибки в тональном решении.
3 балла — «удовлетворительно» ставится при слабом, но достаточно
удовлетворительном демонстрировании приобретенных знаний, умений и навыков;
при выполнении задания есть несоответствия требованиям; работы с серьезными
неточностями; уровень художественной грамотности в основном соответствует
этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не
полностью).
Учащийся допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении
натюрморта.
2 балла — «неудовлетворительно» ставится, если учащийся
демонстрирует низкий уровень выполнения работы; при отсутствии выполненного
задания без уважительной причины; полное несоответствие требованиям; уровень
живописной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не
выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет
учащихся от творческой деятельности, а преподавателю стоит присмотреться к
креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для
него.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
21

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Для реализации программы учебного предмета «Цветоведение» и успешного
овладения изобразительным искусством каждый учащийся должен разбираться в
вопросах теории и практики профессионального мастерства:
1. Роль цветоведения в живописи.
2. Основные свойства цвета: цветовой оттенок, светлота, насыщенность. Их
роль в работе цветовыми отношениями.
3. Основы цветоведения и колористики.
4. Основные понятия в композиции.
5. Роль цветового и тонового камертона при определении и построении
цветовых отношений.
6. Светлотный и цветовой контрасты, их роль в изображении.
7. Дополнительные цвета и их роль в живописном изображении. Теплохолодность в живописи.
8. Особенности в создании единства цветового строя изображения, гармония
колорита.
9. Физиологическое и эмоционально-эстетическое воздействие цвета.
10. Особенности зрительного восприятия формы и цвета (раздельное
видение). Специальная постановка «глаза» учащегося. Метод цельного видения и
одновременного сравнения.
Изучение учебной дисциплины «Цветоведение» опирается на теорию.
Систематическое и последовательное изучение изобразительной грамоты
является одним из условий успешного обучения. Только опираясь на теоретическое
знание, учащийся может успешно усвоить практические навыки мастерства. Без
теоретических знаний практические навыки мастерства вырабатываются
механически.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой
деятельности.
Каждое практическое задание реализуется через две основные формы работы
– аудиторную и домашнюю.
Аудиторная работа заключается в следующем:

Выполнение упражнений на закрепление теоретических знаний и
развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам,
приемам и закономерностям работы с акварельными и гуашевыми красками;

Разработка эскизов композиций практических заданий и варианты их
цветового решения;
22


Отработка практических навыков в работе над композицией:
разработка темы, выражение её в конструктивно-пластической форме эскиза, поиск
колористического решения.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок, в виде экскурсий;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти;
- а также участия учащихся в творческих мероприятиях и культурнопросветительской деятельности образовательного учреждения.
Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих
задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания.
Поэтому степень законченности работы будет определяться степенью решения
поставленных задач.
На самостоятельную работу учащихся отводится 40-50% времени от
аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий
По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка
технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой
работе.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
 материальные:
учебные
аудитории,
специально
оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
 наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски,
интерактивные доски);
 демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
 электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
23

 аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ
«Цвет в природе и живописи» или «Цветовое восприятие мира»:
Каждый предмет обладает основным цветом. Но в жизни цвет предмета постоянно
меняется в зависимости от освещенности.
На этом этапе педагог знакомит детей с ролью цвета в окружающей жизни.
Формирует представления о том, что с помощью цвета художник может передать
время года, часть суток, состояние погоды, пространство, настроение автора, его
чувства, отношение к изображаемому объекту.
Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на
человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски,
грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие.
«Цветовая грамота»: На занятиях используя задания, упражнения по
цветоведению, педагог знакомит детей с основными, промежуточными, теплыми и
холодными цветами, цветовым кругом, тоном, оттенком, насыщенностью,
светлотой, контрастом, колоритом.
Цветовой круг поможет лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с
другом. Дети видят, как цвет постепенно переходит в другой, образуя множество
промежуточных цветов и оттенков.
Основные цвета — красный, синий и желтый. Если смешивать основные
цвета попарно, то образуется группа новых цветов, которые называются
смешанными.
Теплые и холодные цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, она
ассоциируется с огнем. Холодной — сине-голубая, которая ассоциируется с водой,
льдом. Зеленый цвет относится к нейтральным. Холодная гамма создает
впечатление успокоенности и отдаленности пространства. Теплая гамма дарит нам
ощущение радости, энергии, активности.
Цветовой тон — это качество цвета, которое определено его названием
(красный, оранжевый, желтый, зеленый).
Насыщенность — степень выраженности определенного цвета.
Светлота — относительная яркость цвета по отношению к образцу (светлее
— темнее), которая может быть выражена в количестве белой или черной краски,
добавленной в основной цвет.
В живописи контраст используется для передачи противоположных начал,
таких, например, как грусть и радость, светлое и темное, теплое и холодное. Они
подчеркивают яркость друг друга.
Колорит - знание цветовых сочетаний особенно необходимо при подборе
цвета фона основного изображения.
«Работа с цветом». Работа педагога направлена на приобретение детьми
навыков накладывания одной краски на другую, смешивания краски, используя
палитру для получения необходимого цвета, оттенка.
-получать промежуточные цвета, смешивая основные,
-создавать теплую и холодную цветовую гамму.
-составлять новый цветовой тон на палитре путем разбеливания, добавления
24

черного
- учить получать различные оттенки одного цвета.
Учить детей передавать цветовую гамму соответствующую определенному
времени года, состоянию погоды, части суток, воздушной перспективы, создания
сказочных образов, передачи характера, настроения.
Цвет в природе и живописи.
Знания законов цвета избавит начинающего художника от лишних блужданий,
облегчит ему путь в познание колористических гармоний в природе и искусстве.
Чтобы написать любой пейзаж, натюрморт, надо знать, как изменяются
колористические отношения при освещении.
Солнце, горящая электрическая лампа, пламя костра или свечи – источники
собственного света. А луна, небосвод, Земля и все предметы на Земле (кроме
светящихся) – источники отраженного света, который они, в свою очередь,
распространяют на соседние объекты.
Следовательно, весь видимый мир состоит из предметов, являющихся
источниками собственного или отраженного света.
Предметы, на которые падает солнечный свет, часть цветных лучей,
содержащихся в нем, поглощают, а часть – отражают. Отраженные лучи дают
ощущение цвета предмета.
Снег, например, отражает почти все лучи, черная копоть – почти все лучи
поглощает. Трава отражает зеленые лучи, лимон – желтые и т.д.
Работая при освещении, в спектре которого преобладают красные, оранжевые и
желтые лучи (особенно при искусственном освещении), можно увидеть, как цвет
апельсина остается таким же ярким и оранжевым, а синяя скатерть потускнеет и
почернеет.
А в спектре луны наибольшей интенсивностью обладают зеленые и голубые
лучи. Поэтому в лунную ночь, кроме белых, особенно заметны светло-зеленые и
светло-голубые предметы, а красные кажутся серыми или черными. Левитан,
Куинджи, Крамской и другие художники учитывали это при изображении лунной
ночи.
Общее освещение, характерное для того или иного времени дня, сближает
предметы по тону, бросает на них похожие блики. В тоже время те объекты,
которые отражают падающий на них свет, видоизменяют – особенно в тени –
окраску соседних. Возникают новые цветовые сочетания, усиливается впечатление
объёма.
Изображая тот или иной предмет, мы в любом случае должны думать про цвет
основного источника света – собственного или отраженного – и соседних объектов;
каждый рефлекс, каждый оттенок имеет свое объяснение. При этом, разумеется,
собственная окраска предметов никогда не изменится до неузнаваемости. Какие бы
оттенки не придавала окружающая среда натуре, мы всегда ощущаем ее
подлинный цвет.
Если предмет освещен теплым светом, то обычные светлые его места имеют
теплую окраску, а теневые – холодную. При холодном освещении наблюдается
обратное. В живописи не нужно, конечно, прямолинейно следовать этому правилу,
потому что и на освещенной теплыми лучами поверхности могут быть холодные
оттенки, а в холодных тенях – теплые.
Посмотрим теперь, как влияет воздушная среда на цветовой облик предметов.
25

При внимательном наблюдении мы замечаем, что на расстоянии темные предметы
принимают синие, голубые, фиолетовые оттенки, а белые предметы – желтые,
оранжевые, розовые. Чем дальше находятся они от нас, тем больше меняется их
собственный цвет, становясь менее насыщенным. Это происходит потому, что
воздух задерживает и рассеивает часть фиолетовых, синих, голубых лучей, без
помехи пропуская остальные,
В природе мы наблюдаем, гармоничное сочетание красок, потому что все тела
находятся в общей световой и воздушной среде и потому что они взаимно
окрашиваются отраженным светом.
Чтобы начинающий художник смог открывать те стороны нашей жизни и
окружающего мира, которые далеко не все замечают, необходимо не только
опираться на опыт практической работы, но и расширить знания в области
восприятия цвета.
Цвет и свет.
Все цвета условно делятся на две группы:
1. Ахроматические (белые, черные, серые).
2. Хроматические (все цвета спектра, солнечного света – желтый,
оранжевый, красный и т.д.).
Ахроматические цвета включают белый, черный и серый цвета, причем
последний имеет множество оттенков, которые отличаются один от другого только
светлотой.
Любое тело, часть падающих на него световых лучей отражает, а часть
поглощает. Чем больше лучей отражает поверхность, тем она кажется светлей.
Следовательно, светлота характеризует степень отличия данного цвета от белого
или черного. Человек способен отличать очень большое количество серых
оттенков – до 300-400.
Теперь, когда мы познакомились с понятием "светлота", дадим более точное
определение ахроматических цветов: ахроматическими называются те цвета,
которые не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по
светлоте.
Хроматические цвета. Для художников, как уже сказано, белое и черное
представляет собой цвета, но с физической точки зрения это совсем не так.
Леонардо да Винчи в какой-то степени предвосхитил позднейшее открытие, когда
заявил: «Белое не есть цвет, но оно в состоянии воспринять любой цвет".
Великому английскому физику Исааку Ньютону экспериментально удалось
доказать, что белый цвет представляет собой смесь разнообразных цветов. Ньютон
условно разделил полученный им спектр на семь частей соответственно семи
тонам музыкальной гаммы и обозначил их словами: красный, оранжевый, желтый,
зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Человек легко различает не только разные цвета, но и их оттенки, отличные
один от другого по светлоте и насыщенности.
О светлоте уже шла речь выше при определении ахроматических цветов.
Применительно к хроматическим цветам под светлотой понимается наличие в
цвете того или иного количества черного или белого цвета (пигмента). В
противоположность ахроматическим цветам, которые не имеют цветового тона,
цвета хроматические характеризуются различной степенью цветности. У одних
26

цветов, например спектральных, цветовой тон выражен очень резко, у других –
едва заметно. Здесь мы имеем дело с такой качественной характеристикой цвета,
как насыщенность.
Насыщенность
Насыщенностью называется степень отличия хроматического цвета от равного
ему по светлоте ахроматического. Следовательно основными свойствами цвета
являются цветовой тон, светлота и насыщенность.
Основные характеристики цвета (собственные качества цвета).
Для теории цвета, как естественнонаучной так и художественной понятия
«светлота», «насыщенность», «цветовой тон» имеют исключительно важное
значение, т.к. они являются основой систематизации всего богатства цветовых
явлений в природе и искусстве. Без этих характеристик невозможно обойтись и при
уяснении таких фундаментальных понятии теории живописи, как «цветовая
гармония», «колорит», «живописность».
Светлота или тон.
Простую и достаточно ясную характеристику светлоты цвета применительно к
красочному пятну дал немецкий химик В.Оствальд (1853-1932), который считал,
что светлота каждого красочного пятна зависит от двух компонентов – от
светлоты, ахроматического серого, который есть в каждом цвете и от собственной
светлоты цветовых лучей. Ультрамарин, согласно его определению, темнее
красного (киновари), а киноварь темнее крона желтого уже по собственной
светлоте. С другой стороны каждую из этих красок мы можем осветлить или
утемнить путем примеси белой или черной таким образом, что она будет сохранять
свой цветовой тон, изменяясь по светлоте. Л.-Б. Альберти, еще раньше обративший
внимание на этот феномен, писал так: "Примесь белого не меняет род цвета, но
создает его разновидности".
На практике для создания эффектов разной светлотности пятен можно
использовать оба этих компонента – и собственную светлоту, и примеси черного
или белого (серого).
Цветовой тон.
То, что на практике художники обозначают словом "цвет", в научном
цветоведении определяется термином "цветовой тон".
Если светлота зависит от количества отражаемой красочным пятном лучистой
анергии, то цветовой тон определяется волновым составом отражаемого светового
потока. Поэтому светлоту можно рассматривать как количественную
характеристику, а цветовой тон – как качественную особенность изолированного
цвета. По цветовому тону в основном получают названия окружающие нас цвета,
что указывает на неразрывную связь цвета с предметным миром.
Например, в произведениях древнерусской живописи главную роль в цветовом
строе играют сочетания цветовых тонов, градация которых по светлоте или вообще
отсутствует, или играет второстепенную роль.
Термины «светлота» и «цветовой тон» тесно связаны по своему содержанию с
понятиями «свет» и «цвет». В натуре цветовой тон и светлота выступают
неразделимо, и их различие есть одна из условностей изобразительного искусства,
зависящая от творческой установки художника, его видения, используемых им
материалах и техники.
Насыщенность.
27

Определение насыщенности у В.Оствальда и О.Кравкова наиболее близкие
между собой и удобны для теории живописи, где насыщенность можно
использовать как степень цветности пятна краски по сравнению с равным ему по
светлоте ахроматическим пятном.
Практически изменение насыщенности можно пронаблюдать следующим
образом. Возьмем темно-серую смесь из белил и сажи, дающую серое пятно,
равное, например, по светлоте, пятну, которое образует чистый ультрамарин. Если
прибавлять к последнему эту смесь в различных количествах, то можно получить
ряд пятен одинакового цветового тона и одинаковой светлоты, но различающихся
между собой количеством синего – ультрамарина. Это и будет демонстрация
цветовых выкрасок разной насыщенности. При добавлении в смесь белил или сажи
мы изменим светлоту этих выкрасок, а, добавив другую краску, например, краплак
– изменим цветовой тон.
В практике живописи взаимосвязь понятий "светлота" и "насыщенность"
настолько велика, что различия между ними иногда бывает трудно провести.
Потемнение или посветление цвета есть всегда и понижение его насыщенности.
Разбеливая цвет, мы делаем его бледным, менее цветным, а, затемняя, так же
заглушаем, делаем малонасыщенным.
Восприятие цвета (несобственные качества цвета).
Смешение цветов одна из самых главных проблем теории цвета, потому что со
смешением цветов человеческое зрение имеет дело постоянно.
Наукой выявлено следующие три основных закона оптического смешения
цветов.
1. Для всякого цвета имеется другой дополнительный к нему, лежащий на
противоположном конце цветового круга. Будучи смешаны эти два цвета, дают
в сумме ахроматический (белый или серый) цвет;
2. Смешанные (не дополнительные) цвета, лежащее до цветовому кругу ближе
друг к другу, чем дополнительные, вызывают ощущение нового цвета,
лежащего между смешиваемыми цветами. Например, смесь красного с желтым
дает оранжевый, желтого с синим, – зеленый и т.д. Второй закон имеет
наибольшее практическое применение: путем смещения трех основных цветов в
различных пропорциях, возможно получить практически любой цветовой тон;
3. Одинаковые цвета дают и одинаково выглядящие смеси. Имеется в виду те
случаи, когда смешиваются цвета одинаковые по цветовому тону, но разные по
светлоте к насыщенности, а также хроматические цвета с ахроматическими.
Контраст в цветоведении - это кажущееся изменение цвета по светлоте
(светлотный контраст) или цветовому тону (хроматический контраст) в
зависимости от окружения.
Вглядимся пристально в цветную фигуру, а затем переведем взгляд на белую
поверхность – на последней возникает, такое же изображение, но
противоположного цвета. Если же долго смотреть на какой-то цвет, то начинает
казаться, что последний постепенно темнеет и ахроматизируется. В данном случае
мы имеем дело с последовательным контрастом цветов, который связан с
адаптацией человеческого зрения. Он имеет важное значение при работе
художника с цветом: необходимо периодически "снимать" утомляемость глаз,
чтобы видеть истинные, а не искаженные отношения цветов.
Если цвет находится в окружении других цветов (ахроматических или
28

хроматических), то происходит изменение светлоты или цветового тона предмета
от окружения. Это явление называется одновременный контраст цветов. Например,
ахроматический цвет, окруженный хроматическим (зеленым), розовеет. А желтый
цвет на фоне зеленого приобретает оттенок оранжевого. Одновременный контраст
цветов отличается от последовательного тем, что два цвета рассматриваются не
один после другого, а одновременно, когда один цвет окружает другой или
примыкает к нему.
Явление одновременного цветового контраста широко используется в
художественной практике, когда нужно усилить насыщенность цвета, особенно
если он имеет мутный оттенок, или, наоборот, ослабить насыщенность цвета,
сделать его более тусклым.
«Теплые» и «холодные» цвета.
В искусствоведческой литературе и в художественно-педагогической практике
чрезвычайно распространены понятия "теплый" и "холодный" цвета.
Принято всю часть спектра, начиная с зеленого в сторону красного, относить к
теплым цветам, а часть от голубого к фиолетовому – к холодным.
Промежуточными (нейтральными) между теплыми и холодными цветами иногда
считают зеленый и пурпурный цвета.
Объективная основа разделения цветов на теплые и холодные пока не совсем
ясна. До недавнего времени считалось, что в основе такого разделения лежат
ассоциации с теплыми и холодными предметами окружающего мира. Например,
синий цвет присущ цвету неба, льда, воды, вызывающему в нас чувство холода или
свежести; цвета красно-желтые присущи таким вещам, как огонь, солнце, печной
свет. Однако в последнее время установлено, что этому разделению соответствует
и собственно температурные качества цвета. Красно-оранжевая часть спектра
заключает больше тепловой энергии, нежели сине-зеленая. Кроме того установлено, что положительное эмоциональное состояние повышает чувствительность
к красному и желтому, отрицательное – к синему и зеленому. Разделение цветов на
теплые и холодные в живописи имеет, видимо, более глубокие, определенные
рядом психологических моментов причины.
Тепло холодность цвета зависит и от светлоты. Цвета более яркие будут
холоднее, нежели более темные, потому что светлота связана с насыщенностью, и
при потемнении цвета утрачивается его насыщенность. Поэтому более темный
цвет кажется более теплым, чем соответствующий ему светлый.
Качества, определяемые как «теплый» или «холодный», в живописи имеют
связь с моделировкой формы, с трактовкой пространства и с цветовой
перспективой. Теневые и освещенные части предметов строятся всегда на
контрасте теплого и холодного. Если свет теплый, то тень холодная, и наоборот.
Цветовая гармония.
Понятие «гармония» находится в центре одной из самых обширных
эстетических проблем. Непременным признаком гармонии считается наличие
таких качеств, как пропорциональность, равновесие, созвучие.
В общем понятии гармонии возможно выделить частные подразделения:
гармония звуков, гармония форм, гармония цвета.
Термином «цветовая гармония» часто определяют приятное для глаз, красивое
сочетание цветов, предполагающее согласованность их между собой, порядок в
29

них, соразмерность и пропорциональность. Как и созвучие тонов и аккордов в
музыке, линий и плоскостей в архитектуре, цветовая гармония имеет свои
внутренние закономерности и подчинена строгому расчету.
Гармонию цветов можно рассматривать как совокупность цветовых комбинаций
с учетом всех характеристик цветов – светлоты, насыщенности, цветового тона, а
также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Главным
эстетическим критерием гармонических сочетаний цветов является визуальная
оценка. В художественной практике при оценке сочетаемых цветов самое важное –
их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания.
Нельзя анализировать гармонические сочетания изолированно от эстетических
вкусов и взглядов, сложившихся в ту или иную историческую эпоху. Нельзя
понимать гармонию цвета как категорию незыблемую, раз и навсегда принятую.
Во все времена, однако, эстетическая оценка цветовых отношений в первую
очередь определялась отношениями цветовых тонов. Кроме того, в произведениях
искусства большую роль играют сочетания цветовых тонов по светлоте. Понастоящему оценить сочетания цветовых тонов можно только с учетом их
светлотных отношений. Поэтому любой цвет нельзя рассматривать изолированно
от его насыщенности и особенно светлоты. К.Коровин, говоря о значении
живописи; на первое место ставил светлотные отношения (важно вначале
установить, что светлее и темнее, а уже потом, что какого цвета). Это
обстоятельство хорошо известно всем художникам.
Рассмотрим четыре основные группы гармонических сочетаний цветов:
1. Однотоновые гармонические сочетания цветов.
2. Гармонические сочетания родственных цветов.
3. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов.
4. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.
Однотоновые гармонии цветов
Однотоновые гармонии цветов (гармонии теневых рядов) по сути своей очень
близкие к ахроматическим гармониям, отличие заключается в том, что основу
гармонических сочетаний цветов составляет один какой-либо цветовой тон,
который в тех или иных количествах присутствует в каждом из сочетаемых цветов.
Контрастируют все эти цвета один с другим только по светлоте и насыщенности.
Общий цветовой тон придает однотоновым композициям спокойный
уравновешенный характер.
Гармонические сочетания родственных цветов.
К родственным цветам в цветовом круге относят все промежуточные цвета,
включая один из главных цветов их образующих. Главные цвета, расположенные
рядом, не являются родственными, но каждый из них по отношению к
промежуточным цветам, примыкающим к нему, может рассматриваться как
родственный. В цветовом круге имеются четыре группы родственных цветов:
желто-красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые, расположенные в
четвертях цветового круга.
Родственные сочетания цветов – это сравнительно сдержанная уравновешенная спокойная колористическая гамма, особенно когда они не содержат
резких светлотных противопоставлений. Гармония родственных цветов основана
на похожести цветовых тонов, на легком их противопоставлении.
Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов.
30

В системе цветового круга родственно-контрастные цвета располагаются в
смежных четвертях:
- теплые желто-красные и желто-зеленые цвета;
- холодные сине-зеленые и сине-красные цвета;
- теплые желто-зеленые цвета и холодные сине-зеленые цвета;
- теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета.
Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов различных групп
характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью.
Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.
Контрастные и дополнительные цвета расположены в системе цветового круга в
противоположных четвертях. Дополнительные цвета обладают наибольшей
цветовой контрастностью, но в практической работе можно строго не разделять
цвета на контрастные и дополнительные (ведь цвета, с физической точки зрения, не
вполне дополнительные, образуют сочетания, которые следует рассматривать как
контрастные).
Поскольку дополнительные и контрастные цвета обладают наиболее полярными
свойствами их гармонического сочетания характеризуются наибольшей
активностью, напряженностью и динамичностью.
Эмоциональные свойства цвета. Символика цвета.
В основе национального воздействия цвета лежат различного рода ассоциации,
связанные более или менее с предшествующим опытом человека.
Сопутствующие цветовым ощущениям психологические переживания бывают
разного рода. Это, во-первых, построение вообще – чувства радости, печали,
страха, веселья и т.п. Второго рода эмоции, связанные с восприятием цвета –
свойства предметов, как, например: вес, температура, особенности фактуры и т.д.
И, наконец, это символика цвета.
В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства символика
играла особо важную роль в идейно-образном содержании художественного
произведения. Особенно заметная роль принадлежит символике цвета в искусстве
средневековья, в условиях господства религиозных идеологий.
Однако единой системы устанавливающей определенное символическое
содержание за каждым цветом, не существовала ни в одну эпоху. В каждой стране
в известный исторический период складывалась своя символика. Разногласия в
символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и в одной и той же стране
объясняется пересечением религиозной и народной символики.
В произведениях живописи символика выступает не только носителем
дополнительной смысловой нагрузки, но и существенным образом влияет на
эстетическое впечатление, производимое отдельным цветом и всей картиной в
целом.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Татьяна Буймистру. Колористика. Цвет – ключ к красоте и гармонии. - М.:
Издательство «Ниола-пресс», 2010. – 236 с.; ил.
2. Алексеев С.С. О колорите. – М.: 1974
3. Т.В.Калинина. Первые успехи в рисовании. Птицы, звери, комары и мухи. –
31

СПб.: Речь, Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009.-64с.
4. Т.В.Калинина. Первые успехи в рисовании. Цветы и травы. – СПб.: Речь,
Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009.-64с.
5. Т.В.Калинина. Первые успехи в рисовании. Большой лес. – СПб.: Речь,
Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009.-64с.
6. Т.В.Калинина. Первые успехи в рисовании. Башня, растущая в небо. – СПб.:
Речь, Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009.-64с.
7. С.А.Золочевский. Какого цвета мир? Введение в искусство живописи.
Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет. – М.: АО Аспект
Пресс,1994. – 160с.
8. Гечук Ю.Я. Основы художественной грамоты.–М.: Учебная литература, 1998
9. Кальнинг А. Акварельная живопись. – М.: Искусство, 1968
10. Кравков С.В. Цветовое зрение. – М.: АН СССР, 1981
11. Оствальд В. Цветоведение. – М.-Л.: Профиздат, 1928
12. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск Титул, 1996
13. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. – М.: 1980
14. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись. – М.: Просвещение, 1995
15.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968.
2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы
живописи.– Обнинск: Титул, - 1996.
4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997.
5. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.
6. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005.
7. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз.
искусство, 1986: №1, 1988: №2.
8. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985
9. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999.
10.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Практическая работа.
Упражнение 1. Цветовой круг.
Квадрат расчертить сеткой на 7 равных частей (каждая часть 2 или 3 см),
центральный квадрат закрасить черной краской. Ориентируясь на вертикальную и
горизонтальную оси, получаем по три квадрата, центральные из которых
закрашиваем основными цветами спектра: желтым, красным, синим, зеленым.
Затем, двигаясь по периметру, закрашиваем оставшиеся квадраты. Так, например,
после желтого, получаем сначала желто-оранжевый квадрат, затем (угловой в
композиции) оранжевый и оранжево-красный. Таким же образом получаем все
остальные цвета расширенного спектра. Каждый цвет спектра прослеживается в
его движении к черному и белому (внутренняя и внешняя рамки из квадратиков)
Шаг спектральных цветов к черному и белому должен быть равномерным как по
осевым линиям, так и по периметру.
Упражнение 2.
Нарисовать четыре кубика в изометрическом или перспективном
32

изображении, представить, что они окрашены соответственно в желтый,
красный, зеленый и синий цвета. Проследить на каждой видимой плоскости
изменение цвета по светлоте, насыщенности и цветовому тону в зависимости от
освещения (цвет освещения выбрать произвольно). Можно дополнительно
изобразись пятый куб оранжевого цвета.
Упражнение 3.
Вычертить два круга с пятью центрическими окружностями (два квадрата с
пятью ровно уменьшающимися квадратами, расположенными на единых осях).
Подобрать такой цветовой и светлотный контраст, чтобы в первом варианте
расположенные друг на друге плоские фигуры зрительно казались выступающими
одна над другой (пирамида), а во втором варианте – отступающие (тоннель).
Упражнение 4.
Однотоновые гармонии. Вычертить два квадрата (15х15), используя
пересечение двух осевых линий и диагоналей выстроить геометрическую
орнаментальную композицию. Цвет использовать в диапазоне от белого до
черного (светло-разовый – коричнево-красный, индиго-синий – светло-голубой и
т.п.).
Упражнение 5.
Гармонии родственных
цветов.
В
квадратах
(15х15)
создать
стилизованную композицию на тему природной формы (листья, цветы,
растения, насекомые, рептилии), цвет использовать в ¼ цветового круга в
растяжке от светлого до темного (2 варианта).
Упражнение 6.
Гармонии родственно-контрастных цветов. За сюжетную композицию
взять репродукции произведений живописи. Произвести анализ светлотного и
цветового (теплый – холодный) колорита. Приемом стилизации (пятновое
решение) разобрать колорит произведения в ½ цветового круга в растяжке от
светлого до темного (2 варианта).
Упражнение 7.
Контрастные гармонии. В квадратах (15х15) создать стилизованную
композицию на тему "Птица" и "Монограмма знак зодиака", цвет использовать
по осям цветового круга от самого светлого до самого темного.
Упражнение 8.
Композиция плоскостного натюрморта. Методом стилизации изобразить
предметы в пространстве таким образом, чтобы появилась иллюзия
плоскостного изображения. Цветовое решение композиции подчеркивает это
впечатление. Данную цветовую композицию принять как освещенную
естественным светом. На втором листе цветовой строй композиции изменить
таким образом, чтобы появилось впечатление освещения натюрморта потоком
холодного света (сине-зеленого, голубого, сиреневого). На третьем листе
натюрморт осветить потоком теплого света (желто-оранжевого, оранжевокрасного). Цветность освещения показать на предмете белого цвета.
Упражнение 9.
Используя изученные свойства цвета, создать четыре абстрактных
композиции в технике монотипии на тему "Времена года" или "Состояние дня"
(утро, полдень, вечер, сумерки, туман, рассвет, буря и т.д.).
33

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».