Беседы об искусстве

Структура программы учебного предмета
1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
- Содержание разделов и тем. Годовые требования
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
4. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
5. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
- Дидактические материалы;
6. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана
на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительным
предпрофессиональным
общеобразовательным
программам в области изобразительного искусства «Живопись».
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об
искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную
концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства,
через понимание
взаимоотношений
искусства
с
окружающей
действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими
представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только
тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей
формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в
произведениях искусства, различать средства выразительности, а также
соотносить
содержание
произведения
искусства
с
собственным
жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по
данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с
учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований
к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с
обучающимися урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует
чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций,
прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев,
практической работой.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы «Живопись с нормативным сроком
обучения 5 лет, учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год.
Аудиторные занятия – 1 час в неделю, самостоятельная работа - 1 час
в неделю.
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и
итоговой аттестации

СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД
Вид
учебной Затраты учебного времени,
работы, аттестации,
график промежуточной аттестации
учебной нагрузки

Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

1
1

2

24

27

51

7

8

15

31

35

66

зачет

Классы
Полугодия

Всего
часов

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Беседы об искусстве» рекомендуется осуществлять в
форме мелкогрупповых занятий – от 4 до10 человек. Это позволяет
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
индивидуального подхода.
Цель учебного предмета
Художественно-эстетическое
развитие
личности
на
основе
формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и
жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и
деятельности в сфере искусства.
Задачи учебного предмета
1. Развитие навыков восприятия искусства.
2. Развитие способности понимать главное в произведениях
искусства, различать средства выразительности, а также соотносить
содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
3. Формирование навыков восприятия художественного образа.
4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
5. Обучение специальной терминологии искусства.
6. Формирование первичных навыков анализа произведений
искусства.
Программа «Беседы об искусстве» имеет один учебно-тематический
план, рассчитанный на 1 год освоения соответственно.

Обоснование структуры программы
Программа содержит следующие разделы:
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебного предмета,
- Распределение учебного материала по годам обучения,
- описание дидактических единиц учебного предмета,
- требования к уровню подготовки обучающихся,
- формы и методы контроля, система оценок,
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета»
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснения, беседа, рассказ)
- наглядный (показ, наблюдение),
- репродуктивный.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
программы являются
наиболее
продуктивными при
реализации
поставленных целей и задач учебного предмета.
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей в школьной библиотеке.
Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного
материала при самостоятельной работе.
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и
дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории
мировой культуры, художественными альбомами.
Учебная аудитория оснащена видеооборудованием и оформлена
наглядными пособиями.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Беседы об искусстве» включает в
себя следующие разделы:
- общая характеристика видов искусства:
- изобразительное искусство;
- литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение;

Учебный материал, предложенный в программе, предполагает
творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной
компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу
нарастания
сложности
поставленных
задач.
Некоторые
темы
предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что
позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать
необходимые навыки.
Программа
имеет
цикличную
структуру,
что
позволяет
возвращаться
к изученному материалу, закрепляя его и постепенно
усложняя.
Учебно-тематический план
№

Наименование раздела,
темы

Вид учебного
занятия

Общий объем времени в часах

Вводная беседа о видах
искусства беседа

беседа

2

0,5

1,5

Знакомство с
пространственными
(пластическими)
видами искусства
Знакомство с
динамическими
(временными) видами
искусства
Знакомство с
синтетическими
(зрелищными) видами
искусства

беседа

2

0,5

1,5

беседа

2

0,5

1,5

беседа

2

0,5

1,5

Максимальная Самостоятельная Аудиторные
учебная
работа
занятия
нагрузка
1. Виды искусства

1
1.1
1.2.

1.3.

1.4.

2. Изобразительное искусство

2

2.1
2.2
2.3
2.4.

2.5.

«Как работает
художник, чем
пользуется»
Жанры
изобразительного
искусства
«Композиция»
Знакомство с
композиционными
схемами на примере
фотоискусства
Рисунок

урок-игра

2

0,5

1,5

экскурсия

2

0,5

1,5

беседа

2

0,5

1,5

Практическая
работа

2

0,5

1,5

беседа

2

0,5

1,5

2.6.

Графика

экскурсия

2

0,5

1,5

2.7.

Выразительные
средства графики

Практическое
занятие

2

0,5

1,5

2.8.

«Силуэт»

урок-игра

2

0,5

1,5

2.9.

Живопись

экскурсия

2

0,5

1,5

2.10.

«Цвет»

Урок-эксперимент

2

0,5

1,5

2.11.

«Колорит»

экскурсия

2

0,5

1,5

2.12.

Способы работы с
цветом: «Акварель»
Способы работы с
цветом: « Гуашь»
Способы работы с
цветом: « Пастель»
Способы работы с
цветом: « Масляные
краски»

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
экскурсия

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

4. Литература
беседа

2

0,5

1,5

беседа

2

0,5

1,5

2.13.
2.14.
2.15.

3.1.
3.2.

Литература как вид
искусства
Литературные жанры

3.3.

Литература и
синтетические виды
искусства

интегрированное
занятие

2

0,5

1,5

4.1.

Музыка как вид
искусства
Музыкальные
инструменты
Музыкальные
направления и стили

урокпрослушивание
урокпрослушивание
урокпрослушивание

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Танец и виды
танцевального
искусства
Композиция в
хореографии
Профессии в области
хореографии

интегрированное
занятие

2

0,5

1,5

беседа

2

0,5

1,5

беседа

2

0,5

1,5

4.1.

Искусство театра

2

0,5

1,5

4.2.

Выразительные
средства театрального
искусства
«Детский театр»

интегрированное
занятие
интегрированное
занятие

2

0,5

1,5

интегрированное

2

0,5

1,5

4.2.
4.3.

3.1.

3.2.
3.3.

4.3.

5. Музыка

занятие
6. Театр

5.2.

Искусство
кинематографа
Детское кино

5.3.

Детские телепередачи

5.1.

интегрированное
занятие
интегрированное
занятие
урок-дискуссия

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»
1.1
Тема:
Вводная
беседа
о
видах
искусства.
Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной
отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное
искусство (графика,
живопись, скульптура,
декоративно-прикладное
искусство,
архитектура),
литература, музыка,
танец,
фотография,
кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов
искусства.
Самостоятельная
работа:
работа
с иллюстративным,
аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный
преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков
литературных произведений, просмотр фильмов).
1.2 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими)
видами
искусства.
Понятие
термина «пространственные
виды
искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративноприкладное искусство, скульптура,
архитектура,
фотография.
Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами
искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка,
литература.
Самостоятельная
работа:
прослушивание
музыкальных
произведений (выбирается преподавателем).
1.4 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами
искусства.
Понятие
термина «синтетические
виды искусства».
Хореография, театр, кино, телевидение.
Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке:
просмотр
отдельных
фрагментов
кинофильмов, хореографических
композиций и др. (выбирается преподавателем).
2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с
профессией
«художник».
Язык
изобразительного
искусства.
Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и
др.).
Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на
свободную тему, используя различные художественные материалы.

2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр».
Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт,
анималистический,
мифологический,
батальный,
бытовой
и
др.
Знакомство с работами художников.
Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление
или сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины.
Группировка
предметов
в
картине.
Анализ
художественных
произведений.
Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с
выделением композиционного центра.
2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере
фотоискусства.
Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная
фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение.
Композиционный центр.
Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий
(натюрморт, пейзаж, портрет).
2.5 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как
вспомогательного
этапа
выполнения
композиции.
Рисунок
как
самостоятельное произведение искусства. Графические материалы.
Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с
произведениями искусства.
2.6 Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства.
Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная
графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение
несложных графических упражнений.
2.7 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с
выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих,
пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ
работ учащихся и репродукций художников.
Самостоятельная работа: выполнение несложных графических
упражнений.
2.8 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта.
Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве
(иллюстрация, театр
теней,
декоративно-прикладное
творчество).
Применение игровых форм на уроке.
Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из
черной бумаги.
2.9 Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», виды
живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с
репродукциями известных живописцев.
Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в
технике акварель.
2.10 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие
цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета.

Цвета
в разных
сферах
жизни.
Выполнение
упражнений.
Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.
2.11 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство
с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры
художников.
Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с
происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М.
Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор
репродукций.
2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши.
Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций
художников, работающих в этой технике.
Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в
данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с
понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные
особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных
работ.
Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в
данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.15 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски».
Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы
работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке.
Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных
искусств.
3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА»
3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза.
Литературные
ритмы.
Художественный
образ.
Структура
художественного произведения (завязка,
сюжет,
фабула (развитие),
кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы.
Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений,
заданных преподавателем.
3.2 Тема: Литературные жанры.
Сказка, рассказ, пьеса,
стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков.
Чтение отрывков художественной литературы.
Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки
или стихотворения.
3.3 Тема: Литература и синтетические виды искусства.
Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство.
Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино).
Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому
литературному произведению.
4. Раздел «МУЗЫКА»

4.1 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив.
Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.).
Музыка в жизни человека. Музыка в природе.
Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных
музыкальных произведений.
4.2
Тема:
Музыкальные
инструменты.
Классификация
музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных
инструментов. Оркестр – как групповая форма исполнения музыкального
произведения.
Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на
канале «Культура», детских музыкальных телепередач.
4.3 Тема: Музыкальные направления и стили. Классическая
музыка. Народная музыка. Современная музыка.
Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта.
5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»
5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Бальные
танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные,
спортивные, степ, современные (хастл) танцы.
Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в
библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
5.2 Тема: Композиция в хореографии. Художественный образ в
танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные
компоненты эстетики
танца.
Музыкальная
составляющая
танца.
Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок человека в
движении (используется стилизация изображения).
5.3 Тема: Профессии в области хореографии. Известные
представители
в
искусстве
хореографии.
Просмотр
отрывков
прославленных произведений.
Самостоятельная работа: ассоциативное изображение танца
(кадриль, вальс, танго).
6. Раздел «ТЕАТР»
4.1 Тема: Искусство театра. История появления театра как
самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство
с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика.
Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного
зрителя.
4.2 Тема: Выразительные средства театрального искусства.
Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические
(жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп,
ритм, антракт, занавес).
Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок
театрального занавеса или костюма персонажа.
4.3 Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный
театр, театр
кукол(виды
кукол:
ростовые,
марионетки,
бибао,
пальчиковые и др.).
Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы.

7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»
5.1 Тема: Искусство кинематографа. История возникновения и
развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и
жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство.
Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
5.2 Тема: Детское кино. Знакомство с известными детскими
фильмами. Дети-актеры. Театр и кино.
Самостоятельная работа: театральный этюд.
5.3 Тема: Детские телепередачи. Виды детских телепередач.
Ведущие детских программ. Самостоятельная работа: просмотр детских
телепередач с последующим обсуждением.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел
содержит
перечень
знаний,
умений
и
навыков,
приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве,
его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических
взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и
деятельности в сферах искусства.
2. Знание особенностей языка различных видов искусства.
3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
4. Владение навыками восприятия художественного образа.
5. Формирование навыка логически и последовательно излагать
свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
6. Формирование навыков работы с доступными информационными
ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах
культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный
контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые
проводятся в 1-м и 2 полугодие (при реализации программы 1 год ).
Проверка знаний по изученным разделам программы может
осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки
творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление
творческой композиции).
Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в
рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся
ставится с учетом прописанных ниже критериев.
Критерии оценок

1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из
вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к
уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая
предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств
искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы
преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил
1-2 ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на
половину вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и
умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка
презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения
материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма
подачи проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но
недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается
оригинальностью.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Программа
составлена
в
соответствии
с
возрастными
возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в
мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек.
Основные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация
методических пособий, иллюстраций;
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях,
беседах);
- игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,
проведение экскурсий и др.).

Основное время на занятиях отводится беседе. Создание
творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению
заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой
целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и
народных мастеров, с шедеврами живописи и графики(используя богатые
книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки).
Важным условием творческой заинтересованности учащихся является
приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев,
театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы
к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка
рекомендуется проводить
внеклассные
мероприятия (организация
выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев
и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой
предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную
работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий,
которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к
изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение
дополнительной литературы,
подготовка
рассказов,
сочинений,
самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение
музеев, выставочных пространств, театров).
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия,
карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации,
магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные
учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые
образовательные ресурсы;
аудиовизуальные:
слайд-фильмы,
видеофильмы,
учебные
кинофильмы, аудио-записи.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
1. А.С.Голубкина. Ленинград: «Художник РСФСР», 1978 -85 с. с ил.

2. О.С.Евангулова. Изобразительное искусство в России первой
четверти XVIII века. Проблема становления художественных принципов
Нового времени. М. Издательство Московского университета. 1987 -295 с.
3. Павел Судаков. Живопись, графика. М.: изд. «Советская Россия»,
1980 – 198 с. с ил.
4. С.А.Морозов. Советская художественная фотография. М.: госуд.
изд. «Искусство», 1958 – 290 с. с ил.
5. Вклад болгарского народа в мировую сокровищницу культуры.
«София - пресс» - агентство печати на иностранных языках, 1968 -140 с. с ил.
6. Памятники архитектуры в Советской Армении. Ленинград: изд.
«Аврора», 1971 – 108 с. с ил.
7.
С.Коненков Избранные произведения. М.: изд. «Советский
художник», 1983 -130 с. с ил.
8. А.Куприн. Избранные произведения. М.: изд. «Советский
художник», 1984 -110 с. с ил.
9.
М.Сарьян. Избранные произведения. М.: изд. «Советский
художник», 1983 -136 с. с ил.
10. . Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2,
т. 12. «Искусство». М., «Просвещение», 1968. -640 с. с илл., 21 л. илл. (Акад.
пед. Наук СССР).
11. Западноевропейский рисунок
XV-XX веков. Альбом.
Государственный музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина,
Москва. Изд. «Аврора». Ленинград. 1991- 374 с. с ил.
12. История советского искусства: Живопись, скульптура, графика.
- М: Искусство, 1965
13. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.
Краткий путеводитель. М.: изд. «Советская Россия», 1978 – 32 с. с ил.
14. И.Э.Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л.: изд.
«Искусство», 1937 -374 с. с ил.
Учебная литература
1. Дубкова С.И. Сказки звездного неба. Для младшего школьного
возраста. М.: изд. «Белый город», 2004 – 143 с. с ил.
2.
В.Д.Поленов и его дом-музей. М.: изд. «Советский художник»,
1967 – 56 с. с ил.
3. Павел Корин. Избранные произведения. М.: изд. «Академии
художеств СССР», 1961 – 33 с. с ил.
4. Илья Глазунов. М.: изд. «Изобразительное искусство», 1973 – 160 с
с ил.
5. В.Е.Лебедева. Борис Михайлович Кустодиев. М.: изд. «Советский
художник», 1961 – 89 с. с ил.
6.
Альбом. Павел Варфоломеевич Кузнецов. Автор – Михаил
Владимирович Алпатов. М.: 2-е изд. «Изобразительное искусство», 1969 –
122 с. с ил.

7. В.Лапшин. Альбом. Серебрякова. М.: изд. «Советский художник»,
1969 – 116 с. с ил.
8. Л.Жукова. 100 великих художников. Зарубежные мастера.
Энциклопедия живописи для детей. М.: изд. «Белый город», 2006 -160 с. с ил.
9. Том 8. Дрезденская картинная галерея. М.: изд. Дом «Комсомольская
правда», 2011 – 96с. с ил.
10. Л.Беспалова. Аполлинарий Михайлович Васнецов 1856-1933. М.:
гос. изд. «Искусство», 1956 -168 с. с ил.
11. В.П.Князева. Николай Константинович Рерих 1874-1947. М.-Л.:
изд. «Искусство», 1963 – 111с. с ил.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».