Структура программы учебного предмета 1. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебного предмета - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цели и задачи учебного предмета - Обоснование структуры программы учебного предмета - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 2. Содержание учебного предмета -Учебно-тематический план - Содержание разделов и тем. Годовые требования 3. Требования к уровню подготовки обучающихся - Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения 4. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; 5. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации преподавателям; - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; - Дидактические материалы; 6. Список литературы и средств обучения - Методическая литература - Учебная литература - Средства обучения I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись». Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с обучающимися урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой. Срок реализации учебного предмета При реализации программы «Живопись с нормативным сроком обучения 5 лет, учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год. Аудиторные занятия – 1 час в неделю, самостоятельная работа - 1 час в неделю. Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации СРОК ОСВОЕНИЯ 1 ГОД Вид учебной Затраты учебного времени, работы, аттестации, график промежуточной аттестации учебной нагрузки Аудиторные занятия Самостоятельная работа Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной аттестации 1 1 2 24 27 51 7 8 15 31 35 66 зачет Классы Полугодия Всего часов Форма проведения учебных занятий Занятия по предмету «Беседы об искусстве» рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий – от 4 до10 человек. Это позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами индивидуального подхода. Цель учебного предмета Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. Задачи учебного предмета 1. Развитие навыков восприятия искусства. 2. Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. 3. Формирование навыков восприятия художественного образа. 4. Знакомство с особенностями языка различных видов искусства. 5. Обучение специальной терминологии искусства. 6. Формирование первичных навыков анализа произведений искусства. Программа «Беседы об искусстве» имеет один учебно-тематический план, рассчитанный на 1 год освоения соответственно. Обоснование структуры программы Программа содержит следующие разделы: - Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, - Распределение учебного материала по годам обучения, - описание дидактических единиц учебного предмета, - требования к уровню подготовки обучающихся, - формы и методы контроля, система оценок, - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета» Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснения, беседа, рассказ) - наглядный (показ, наблюдение), - репродуктивный. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей в школьной библиотеке. Обучающиеся могут использовать Интернет для сбора дополнительного материала при самостоятельной работе. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по истории мировой культуры, художественными альбомами. Учебная аудитория оснащена видеооборудованием и оформлена наглядными пособиями. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание учебного предмета «Беседы об искусстве» включает в себя следующие разделы: - общая характеристика видов искусства: - изобразительное искусство; - литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение; Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя. Учебно-тематический план № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени в часах Вводная беседа о видах искусства беседа беседа 2 0,5 1,5 Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства Знакомство с динамическими (временными) видами искусства Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства беседа 2 0,5 1,5 беседа 2 0,5 1,5 беседа 2 0,5 1,5 Максимальная Самостоятельная Аудиторные учебная работа занятия нагрузка 1. Виды искусства 1 1.1 1.2. 1.3. 1.4. 2. Изобразительное искусство 2 2.1 2.2 2.3 2.4. 2.5. «Как работает художник, чем пользуется» Жанры изобразительного искусства «Композиция» Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства Рисунок урок-игра 2 0,5 1,5 экскурсия 2 0,5 1,5 беседа 2 0,5 1,5 Практическая работа 2 0,5 1,5 беседа 2 0,5 1,5 2.6. Графика экскурсия 2 0,5 1,5 2.7. Выразительные средства графики Практическое занятие 2 0,5 1,5 2.8. «Силуэт» урок-игра 2 0,5 1,5 2.9. Живопись экскурсия 2 0,5 1,5 2.10. «Цвет» Урок-эксперимент 2 0,5 1,5 2.11. «Колорит» экскурсия 2 0,5 1,5 2.12. Способы работы с цветом: «Акварель» Способы работы с цветом: « Гуашь» Способы работы с цветом: « Пастель» Способы работы с цветом: « Масляные краски» Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие экскурсия 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 4. Литература беседа 2 0,5 1,5 беседа 2 0,5 1,5 2.13. 2.14. 2.15. 3.1. 3.2. Литература как вид искусства Литературные жанры 3.3. Литература и синтетические виды искусства интегрированное занятие 2 0,5 1,5 4.1. Музыка как вид искусства Музыкальные инструменты Музыкальные направления и стили урокпрослушивание урокпрослушивание урокпрослушивание 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 Танец и виды танцевального искусства Композиция в хореографии Профессии в области хореографии интегрированное занятие 2 0,5 1,5 беседа 2 0,5 1,5 беседа 2 0,5 1,5 4.1. Искусство театра 2 0,5 1,5 4.2. Выразительные средства театрального искусства «Детский театр» интегрированное занятие интегрированное занятие 2 0,5 1,5 интегрированное 2 0,5 1,5 4.2. 4.3. 3.1. 3.2. 3.3. 4.3. 5. Музыка занятие 6. Театр 5.2. Искусство кинематографа Детское кино 5.3. Детские телепередачи 5.1. интегрированное занятие интегрированное занятие урок-дискуссия 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 . ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА» 1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов). 1.2 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративноприкладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями. 1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем). 1.4 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем). 2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 2.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы. 2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства. 2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра. 2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства. Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет). 2.5 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства. 2.6 Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений. 2.7 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений. 2.8 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги. 2.9 Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в технике акварель. 2.10 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений. 2.11 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций. 2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций. 2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем. 2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем. 2.15 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств. 3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА» 3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем. 3.2 Тема: Литературные жанры. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения. 3.3 Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому литературному произведению. 4. Раздел «МУЗЫКА» 4.1 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений. 4.2 Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр – как групповая форма исполнения музыкального произведения. Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на канале «Культура», детских музыкальных телепередач. 4.3 Тема: Музыкальные направления и стили. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта. 5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ» 5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем). 5.2 Тема: Композиция в хореографии. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется стилизация изображения). 5.3 Тема: Профессии в области хореографии. Известные представители в искусстве хореографии. Просмотр отрывков прославленных произведений. Самостоятельная работа: ассоциативное изображение танца (кадриль, вальс, танго). 6. Раздел «ТЕАТР» 4.1 Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя. 4.2 Тема: Выразительные средства театрального искусства. Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок театрального занавеса или костюма персонажа. 4.3 Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол(виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы. 7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ» 5.1 Тема: Искусство кинематографа. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма. 5.2 Тема: Детское кино. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: театральный этюд. 5.3 Тема: Детские телепередачи. Виды детских телепередач. Ведущие детских программ. Самостоятельная работа: просмотр детских телепередач с последующим обсуждением. 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»: 1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства. 2. Знание особенностей языка различных видов искусства. 3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства. 4. Владение навыками восприятия художественного образа. 5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу. 6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы). 7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.). 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся в 1-м и 2 полугодие (при реализации программы 1 год ). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции). Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев. Критерии оценок 1. Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся). «5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов; «4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов; «3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов. 2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства. «5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки; «3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов. 3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции. «5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта; «4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; «3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации преподавателям Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек. Основные методы обучения: - объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций; - частично-поисковый (выполнение вариативных заданий); - творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах); - игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.). Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики(используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив. Самостоятельная работа учащихся Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров). Средства обучения - материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; - наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Методическая литература 1. А.С.Голубкина. Ленинград: «Художник РСФСР», 1978 -85 с. с ил. 2. О.С.Евангулова. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. Проблема становления художественных принципов Нового времени. М. Издательство Московского университета. 1987 -295 с. 3. Павел Судаков. Живопись, графика. М.: изд. «Советская Россия», 1980 – 198 с. с ил. 4. С.А.Морозов. Советская художественная фотография. М.: госуд. изд. «Искусство», 1958 – 290 с. с ил. 5. Вклад болгарского народа в мировую сокровищницу культуры. «София - пресс» - агентство печати на иностранных языках, 1968 -140 с. с ил. 6. Памятники архитектуры в Советской Армении. Ленинград: изд. «Аврора», 1971 – 108 с. с ил. 7. С.Коненков Избранные произведения. М.: изд. «Советский художник», 1983 -130 с. с ил. 8. А.Куприн. Избранные произведения. М.: изд. «Советский художник», 1984 -110 с. с ил. 9. М.Сарьян. Избранные произведения. М.: изд. «Советский художник», 1983 -136 с. с ил. 10. . Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2, т. 12. «Искусство». М., «Просвещение», 1968. -640 с. с илл., 21 л. илл. (Акад. пед. Наук СССР). 11. Западноевропейский рисунок XV-XX веков. Альбом. Государственный музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва. Изд. «Аврора». Ленинград. 1991- 374 с. с ил. 12. История советского искусства: Живопись, скульптура, графика. - М: Искусство, 1965 13. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Краткий путеводитель. М.: изд. «Советская Россия», 1978 – 32 с. с ил. 14. И.Э.Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л.: изд. «Искусство», 1937 -374 с. с ил. Учебная литература 1. Дубкова С.И. Сказки звездного неба. Для младшего школьного возраста. М.: изд. «Белый город», 2004 – 143 с. с ил. 2. В.Д.Поленов и его дом-музей. М.: изд. «Советский художник», 1967 – 56 с. с ил. 3. Павел Корин. Избранные произведения. М.: изд. «Академии художеств СССР», 1961 – 33 с. с ил. 4. Илья Глазунов. М.: изд. «Изобразительное искусство», 1973 – 160 с с ил. 5. В.Е.Лебедева. Борис Михайлович Кустодиев. М.: изд. «Советский художник», 1961 – 89 с. с ил. 6. Альбом. Павел Варфоломеевич Кузнецов. Автор – Михаил Владимирович Алпатов. М.: 2-е изд. «Изобразительное искусство», 1969 – 122 с. с ил. 7. В.Лапшин. Альбом. Серебрякова. М.: изд. «Советский художник», 1969 – 116 с. с ил. 8. Л.Жукова. 100 великих художников. Зарубежные мастера. Энциклопедия живописи для детей. М.: изд. «Белый город», 2006 -160 с. с ил. 9. Том 8. Дрезденская картинная галерея. М.: изд. Дом «Комсомольская правда», 2011 – 96с. с ил. 10. Л.Беспалова. Аполлинарий Михайлович Васнецов 1856-1933. М.: гос. изд. «Искусство», 1956 -168 с. с ил. 11. В.П.Князева. Николай Константинович Рерих 1874-1947. М.-Л.: изд. «Искусство», 1963 – 111с. с ил. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)