Образовательная деятельность муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Детская школа искусств № 6» (далее Школа) осуществляется в соответствии с: Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года; Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе»; Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 158 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроку обучения по этой программе»; Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе»; Приложением к письму Министерства культуры России от 19.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»; «Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств» Министерства культуры России от 22.10.2019 № 378-01.1-39-ОЯ; Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Уставом МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6»; лицензией на право осуществления образовательной деятельности, выданной Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края; Постановлением государственного санитарного врача РФ отЗ0.06.2О20 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП З. 1/2.4.3598-20»; локальными актами, изданными в соответствии с Уставом школы; приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления. Актуальность программы Одной из главных задач модернизации российского образования является обеспечение современного качества образования Понятие качества образования определяет образовательный процесс как развитие, становление личности, способностей к самостоятельным созидательным действиям, реализации своих способностей, совершенствованию, постоянному овладению своих способностей. В решении этой задачи важная роль отведена дополнительному образованию детей как наиболее эффективной форме развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств. Уникальность детской школы искусств как учреждение дополнительного образования детей определяется устойчивой традицией построения образовательного процесса на основании учебных планов и образовательных программ. Как показали последние десятилетия, потенциально школа искусств наиболее полно среди учреждений дополнительного образования детей может предоставить благоприятные условия для разностороннего социально-культурного развития ребенка. Это обусловлено тем, что образовательный процесс в детской школе искусств базируется на индивидуальных занятиях, а достаточно гибкая структура школы позволяет довольно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени и спецификой дополнительного образования детей образования личностно-ориентированного, личностнодетерминированного, направленного на развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. 1.Цели и задачи освоения программы, требования к результатам освоения программы Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития дополнительного образования в России, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы: Основные цели деятельности МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6»: - повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании; - формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов; - формирование культурно-исторической компетентности; - формирование художественно-практической компетентности; - формирование навыков самостоятельной художественной деятельности; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства; - выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития. Основные задачи МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6»: -обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; - адаптация их к жизни в обществе; - формирование общей культуры; -выявление одаренных детей и создание наиболее благоприятных условий для совершенствования их таланта; -развитие творческих способностей детей в области музыкального, изобразительного, хореографического искусства, создание наиболее благоприятных условий для их творческой самореализации; -подготовка обучающихся для поступления в образовательные учреждения профессионального образования; -организация содержательного досуга; -профилактика асоциального поведения. Приоритетные направления: -осуществление государственной политики гуманизации образования, основанной на приоритете свободного развития личности; -сохранение и совершенствование традиций в воспитании художественно-эстетического вкуса у подрастающего поколения; совершенствование профессионального уровня педагогов в области культуры иискусства; -сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся; -индивидуальный подход к каждому обучающемуся в рамках образовательного процесса; -развитие системы дополнительного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды. Требования к результатам освоения программы Планируемым результатом освоения программы является качественное и прочное приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в определенном виде искусства: 2 в области музыкального искусства: - знать: характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений; музыкальную терминологию; - уметь: грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле; самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения; аккомпанировать при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений; - обладать навыками: чтения с листа несложных музыкальных произведений; подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах; первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; публичных выступлений. в области хореографического искусства: -знать: профессиональную терминологию; -уметь: исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический; уметь определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа; выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения; -обладать навыками: музыкально-пластического интонирования; сохранения и поддержки собственной физической формы; публичных выступлений. в области изобразительного искусства: -знать: особенности работы над пейзажем, архитектурными мотивами; способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; терминологию изобразительного искусства; -уметь: грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; -обладать навыками: анализа цветового строя произведений живописи; работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами; передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены; подготовки работ к экспозиции; в области пленэрных занятий: По окончании срока реализации Образовательной программы оценить результативность работы педагогического коллектива можно будет посредством оценки достижений целого комплекса показателей, сформированного на основании материалов по подготовке к процедуре аттестации школы. Управленческая команда и педагогический коллектив школы при оценке результатов работы, сравнивая желаемое и достигнутое, будет использовать показатели: - результаты образования (учебный процесс); -просветительская и концертная деятельность (внешкольная деятельность, воспитательная работа); -выставочно-конкурсная и конкурсно-фестивальная деятельность (результативность). Под результатами образования понимаются: - результаты итоговой аттестации; -соответствие качества подготовки выпускников требованиям примерных и типовых программ, рекомендованных Министерством культуры РФ, рабочих модифицированных программ; -сохранность контингента; -творческие достижения учащихся; -результаты промежуточной аттестации. 3 3.Реестр образовательных программ, реализуемых МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» в 2023-2024 учебном году МБУДО г. Сочи «ДШИ №» 6 реализует в 2023-2024 учебном году следующие образовательные программы в области искусств: 1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», срок обучения 8 (9) лет; 2. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись», срок обучения 8 (9) лет и 5 (6) лет; 3. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество», срок обучения 8 (9) лет; 4. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальное исполнительство (фортепиано, сольное пение, синтезатор, гитара)», срок обучения 3 года 10 месяцев; 5. Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство», срок обучения 3 года 10 месяцев; 6. Дополнительная общеразвивающая программа в области хореографического искусства «Хореографическое искусство», срок обучения 3 года 10 месяцев. 7. Дополнительная общеразвивающая программа «Адаптация детей к условиям школьной жизни», срок обучения — 1 год (платная услуга). 8. Дополнительная общеразвивающая программа «Основы изобразительного искусства», срок обучения — 3 года 10 месяцев (платная услуга). 9. Дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальное искусство», срок обучения — 1 год (платная услуга). 4.Годовой календарный учебный график на 2023-2024 учебный год (прилагается) 5.Формы аттестации и оценочные средства в ДШИ № 6 устанавливаются в соответствии с положениями: -о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся; -о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные общеразвивающие программы в области искусств; -о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств. Оценка качества включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль осуществляется регулярно, в течение учебного года, преподавателем, ведущим предмет. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые оценки. В качестве форм текущего контроля успеваемости школы предусмотрены устные опросы, письменные работы, просмотры учебно-творческих работ, контрольные работы. Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, при этом формы и периодичность промежуточной аттестации определяются учебным планом. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании учебного года, по каждому учебному предмету. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, дифференцированный зачет, контрольный урок. Контрольные уроки и дифференцированные зачеты проводятся в конце 2-го учебного полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Для контроля успеваемости (текущая и промежуточная аттестация) обучающихся в МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» может быть использована различная система оценок: -дифференцированная система оценок: пятибалльная система оценок с применением коэффициентов «+» и «-»: «1» - очень плохо, «2» - неудовлетворительно, «3-» - почти удовлетворительно, «3» удовлетворительно, «3+» - весьма удовлетворительно, «4-» - весьма хорошо, «4» 4 «хорошо», «4+» - очень хорошо, «5-» - почти отлично, «5» - отлично. -недифференцированная система оценок: «зачет» или «незачет» (для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся) -словесная система оценок (применяемая индивидуально каждым преподавателем для текущего контроля успеваемости.). Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. При итоговой аттестации используется пятибалльная система оценок: «1» - очень плохо, «2» - неудовлетворительно, «3» - удовлетворительно, «4» - хорошо, «5» -отлично. 6.Информационное, учебное, материально-техническое обеспечение 6.1. Информационное обеспечение: Правила внутреннего распорядка обучающихся. Правила приема обучающихся на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. Критерии оценки творческого конкурса при проведении отбора детей на дополнительные предпрофессиональные программы. Правила приема обучающихся на дополнительные общеразвивающие программы в области искусств. Правила приема на обучение по платным дополнительным образовательным общеразвивающим услугам. Положение об оказании платных образовательных услуг. Положение о приемной комиссии, комиссии по творческому отбору детей и апелляционной комиссии. Режим занятий обучающихся. Положение об организации внутриобъектового и пропускного режима Порядок, устанавливающий язык получения образования. Порядок перевода обучающихся с одной образовательной программы на другую. Порядок оформления, изменения и прекращения отношений между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Порядок и основания перевода, отчисления и восстановлении обучающихся. Порядок выдачи справки об обучении или периоде обучения. Порядок выдачи лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, документа об обучении. Порядок выдачи лицам, освоившим дополнительные общеразвивающие программы в области искусств, документа об обучении. Положение о льготах при оказании дополнительных платных образовательных услуг. Положение о порядке получения, учета, хранения, заполнения и выдачи документов об образовании. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств. Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации, завершающей освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации, завершающей освоение дополнительных общеразвивающих программ в области искусств. Положение о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 5 Положение о защите персональных данных обучающихся. Положение о структурных подразделениях учреждения. Положение о Педагогическом совете. Положение о Методическом совете. Положение о наставничестве. Положение о Совете родителей Положение об Общем собрании работников учреждения. Положение о Сайте школы. 6.2. Учебное обеспечение МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с Уставом, лицензией, аттестацией. Целью образовательного процесса является удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства. ДШИ № 6 реализует дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств. Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми самостоятельно. Образовательные программы разрабатываются в соответствии с примерными образовательными программами. Содержание образовательной программы учреждения отражает образовательные области, образовательные виды и направления, сформированные на основе образовательных программ структурных подразделений, а также предметных образовательных программ. Организация образовательного процесса в ДШИ № 6 регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий. Учебные планы и программы дисциплин разрабатываются ДШИ № 6 в соответствии с примерными учебными планами и программами дисциплин. МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» осуществляет образовательную деятельность на государственном языке Российской Федерации. МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» свободна в определении содержания образования, выборе учебнометодического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым им образовательным программам. Самостоятельно разрабатывает и утверждает дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей социальноэкономического развития региона и национально- культурных традиций: -дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств на основе федеральных государственных требований; -дополнительные общеразвивающие программы в области искусств; - учебные планы. МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» в целях обеспечения реализации образовательных программ формирует библиотеку, обеспечивающую доступ к базе данных: учебники и учебные пособия, нотные сборники, методические издания по всем входящим в реализуемые дополнительные образовательные программы учебным предметам. Организация и содержание образовательной деятельности в МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» регламентируется образовательной программой, учебными планами, учебными программами по предметам, программой деятельности на учебный год, расписанием занятий, годовым учебным календарным графиком. 6.3. Материально-техническое обеспечение Материально-технические условия соответствуют стандартным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Все помещения оснащены противопожарной сигнализацией, видеонаблюдением, соответствуют требованиям антитеррористической безопасности, содержатся в хорошем санитарно-техническом состоянии. Все учебные классы в достаточном количестве оснащены необходимой учебной мебелью, школа имеет большой натюрмортный фонд, хореографические костюмы и обувь, музыкальные инструменты и аппаратуру. Уделяется большое внимание улучшению условий организации образовательного процесса. 6