ДПОП «Хореография»8 (9) лет

Структура программы «Хореографическое творчество»
1.Пояснительная записка

нормативная база

направленность

единство и преемственность

срок освоения

приемные требования
- объем аудиторной нагрузки (в часах)
ПО.01. предметная область «Хореографическое исполнительство»
УП.01. Танец
УП.02. Ритмика
УП.03. Гимнастика
УП.04. Классический танец
УП.05. Народно-сценический танец
УП.06. Подготовка концертных номеров
ПО.02. предметная область «Теория и история искусств»
УП.01. Слушание музыки и музыкальная грамота
УП.02. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
УП.03. История хореографического искусства
В.00.предметная область «Вариативная часть»
В.01.Историко-бытовой танец
В.03.История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства)
- уровень и объем программы (в часах и годах)
- режим занятий (в неделю + кол-во часов на каждый год)
- особенности образовательного процесса
- характеристика предметов (по каждому)
2. Цели и задачи программы
3. Планируемые результаты (по каждой области)
4. Учебный план по годам обучения по каждому предмету
5. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение
- информационное обеспечение
- методическое обеспечение
- кадровое обеспечение
6. Способы проверки результатов:
- формы итоговой аттестации
- оценочные материалы
7. Методические материалы

1.Пояснительная записка
Дополнительная
предпрофессиональная
программа
в
области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» ( далее –
программа ДПП «Хореографическое творчество») определяет содержание и
организацию образовательного процесса в МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» , вправе
реализовывать дополнительную предпрофессиональную программу в области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» при наличии
соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.1. Настоящая программа «Хореографическое творчество» составлена в
соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным законом № 185-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании
утратившими
силу
законодательных
актов
(отдельных
положений
законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных
государственных
требований
(далее
ФГТ)
к
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства
«Хореографическое творчество», утвержденных приказами Министерства
культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 158, от 26 марта 2013 №
280, «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации
обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области искусств», утвержденном приказом Министерства
культуры Российской Федерации от 09 февраля 2012 № 86.
1.2. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем
детском возрасте;
- создание условий для образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического
искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
хореографического искусства.
1.3. Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и
основных
профессиональных
образовательных
программ
среднего
профессионального и высшего профессионального образования в области
хореографического искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
1.4. Срок освоения дополнительной предпрофессиональной программы
«Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное
2

учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет,
составляет 8 лет.
Срок
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
программы
«Хореографическое творчество» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области хореографического искусства, может быть увеличен на 1
год. ДШИ имеет право реализовывать дополнительную предпрофессиональную
общеобразовательную программу
«Хореографическое
творчество»
в
сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом
настоящих ФГТ.
1.5. При приеме на обучение по дополнительной предпрофессиональной
программе «Хореографическое творчество» ДШИ проводит отбор детей с целью
выявления их творческих способностей, необходимых для освоения программы
«Хореографическое творчество». Порядок и сроки проведения отбора детей
устанавливаются ДШИ самостоятельно. Отбор детей проводится в форме
творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и
координационные способности ребенка (музыкальность, артистичность,
танцевальность), а также его физические, пластические данные.
Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются Школой
самостоятельно. Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний
(экзаменов), содержащих творческие задания, позволяющих определить наличие
хореографических способностей.
1.6. Объем аудиторной нагрузки: 2961 час
ПО.01. предметная область «Хореографическое исполнительство»
УП.01. Танец – 130 часов
УП.02. Ритмика – 130 часов
УП.03. Гимнастика – 65 часов
УП.04. Классический танец – 1023 часа
УП.05. Народно-сценический танец -330 часов
УП.06. Подготовка концертных номеров – 658 часов
ПО.02. предметная область «Теория и история искусств»
УП.01. Слушание музыки и музыкальная грамота – 131 час
УП.02. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 66 часов
УП.03. История хореографического искусства - 66 часов
В.00.предметная область «Вариативная часть»
В.01.Историко-бытовой танец – 264 часа
В.03.История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства) –
98 часов
Формы обучения: очная.
1.7. Режим занятий: 3-4 раза в неделю.
Общее количество часов – 2961.
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39
3

недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в
первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При
реализации программы «Хореографическое творчество» с дополнительным годом
обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39
недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в
девятом классе составляет 33 недели.
С первого по восьмой классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются
дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в
объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние,
весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего образования.
1.8. Особенности организации образовательного процесса:
Занятия сочетают в себе теорию и практику. Занятия проводятся групповые.
Возможные формы проведения занятия: урок, беседа, викторина, просмотр,
концерт, открытое занятие, мастер-класс и пр.
Используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную
творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Целесообразно применять частично-поисковый метод, направленный на
развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в
выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной
активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения, направленный на активизацию творческого
мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных
решений. Необходимо создавать ребенку все условия для поиска решения
творческой задачи.
1.9. Программа включает в себя следующие разделы:
Предмет «Танец»
занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональной программы
«Хореографическое творчество». Он является базовой составляющей для
последующего изучения предметов в области хореографического искусства.
Направлен на приобщение учащихся к танцевальной культуре, обогащение их
танцевального опыта, развитие творческих способностей,
формирование у обучающихся основных двигательных умений и навыков,
необходимых для занятий классическим, народно- сценическим и историкобытовым танцем, а также развитие творческих способностей детей.
развитие мышечной выразительности тела, формирование фигуры и осанки,
укрепление здоровья; формирование выразительных движенческих навыков,
умения легко и координировано танцевать, ориентироваться в ограниченном
сценическом пространстве; развитие общей музыкальности; развитие творческих
способностей детей.
По окончании обучения по программе предмета «Танец» учащиеся должны
знать основные элементы классического, народного танцев; уметь исполнять
простые танцевальные этюды и танцы; уметь ориентироваться на сценической
площадке; уметь самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
4

владеть различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие
физических данных; владеть первоначальными навыками постановки корпуса,
ног, рук, головы.
Предмет «Ритмика»
Целью учебного предмета является содействие всестороннему развитию
личности ребенка средствами танцевально-игровой гимнастики.
Развитие музыкальности; - воспитывать интерес и любовь к музыке; - развитие
чувства ритма, музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений; - развитие ловкости, точности,
координации движений; - развитие гибкости и пластичности; - формирование
правильной осанки, красивой походки;
Развитие умений ориентироваться в пространстве; - самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и т.д. выполнять за ведущим перестроения на основе танцевальных композиций.
Развитие творческих способностей; - развитие творческого воображения и
фантазии; - умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку
другим детям.
Предмет «Гимнастика»
Полноценная подготовка учащихся предполагает высокую степень гибкости тела
и умение управлять своими движениями.
Для развития данных качеств в программу обучения вводится учебный предмет
«Гимнастика», задача которого состоит в том, чтобы с помощью специальных
упражнений подготовить учеников к успешному освоению движений
классического танца.
Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания
учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием
физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать
положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию
двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.
Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия балетной
гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костно-мышечный
аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и
восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области
хореографии.
За время обучения организм ребенка привыкает к физическим упражнениям,
развивается и закрепляется гибкость, координация, точность движений тела.
Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это
создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и
выразительность исполнения сложных упражнений. Такое исполнение уводит от
сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений.
Предмет «Классический танец»
Классический танец» - основа в обучении хореографическому искусству. Он
представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего
случайного или лишнего.
Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для
5

всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических
данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является
источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими
достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.
Занятия по программе «Классический танец» способствуют развитию таких
качеств личности, как трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение,
самостоятельность, чувство ответственности за общее дело и за результат своей
деятельности, чувство дружбы и товарищества, ответственность, включает
изучение классического наследия и методики исполнения движений
классического танца для развития интереса к дальнейшей качественной и
творческой деятельности детей.
Добиться поставленной цели можно возможно только после решения следующих
задач:
-формирование навыков координации, владения мышечным и суставнодвигательным аппаратом;
-приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля;
-умение грамотно исполнять элементы классического танца;
-знание терминологии классического танца;
-умение координировать движения классического танца в отдельных композициях
и этюдах;
-умение исполнять классические композиции сольно, в дуэте, в ансамбле;
-приобретение музыкально-ритмических навыков.
Предмет «Народно-сценический танец»
Народно-сценический танец является одним из основных предметов
предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с
учебными планами предпрофессиональной программы «Хореографическое
творчество» предмет «Народно-сценический танец» изучается с 4 по 8 класс.
«Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов
«Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров»,«Классический
танец».
Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к
изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные
музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с
разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений,
способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы
мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того,
занятия
народно-сценическим
танцем
позволяют
учащимся
овладеть
разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в
значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности,
формируя особые исполнительские качества и навыки.
Предмет «Подготовка концертных номеров»
Срок освоения программы «Подготовка концертных номеров» для детей,
6

поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет
шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 класс). Цель: приобретение
практических навыков исполнения произведений хореографического искусства,
сценического общения и владения сценическим пространством, развитие
индивидуальных способностей и совершенствование актерского мастерства, а
также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического
исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные
учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего
профессионального образования в области хореографического искусства.
Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Слушание музыки является обязательным учебным предметом в детских школах
искусств, реализующих программы предпрофессионального обучения. Это одна из
важных дисциплин в процессе воспитания юного хореографа. Предмет «Слушание
музыки и музыкальная грамота» является подготовительным к изучению
музыкальной литературы. Как и музыкальная литература, данный предмет
способствует музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их
общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса. Дети учатся
постигать музыкальный язык, знакомятся с произведениями композиторов
различных эпох, стилей и направлений. Они учатся выражать словами свои
впечатления от услышанных произведений, находить связи и аналогии с другими
видами искусства. Комплекс умений и навыков, приобретаемых на данном
предмете, готовит учащихся к самостоятельному и более осознанному слышанию
музыкальных произведений, а также к более глубокому изучению музыкальной
литературы в старших классах.
Предмет «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
Музыкальная литература – учебный предмет, на котором происходит
формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа
музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях
музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах
музыки. В процессе общения с музыкальными произведениями учащиеся
постепенно
приобретают
новый
социальнохудожественный
опыт,
обуславливающий возникновение потребностей в новой музыке и знаниях о ней, а
также способствующий формированию музыкально-эстетических идеалов,
художественного вкуса и эмоционально-ценностного отношения к музыкальному
искусству.
Предмет «Музыкальная литература» способствует формированию и расширению у
учащихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный
вкус, пробуждают любовь к музыке. В основу построения программы положен
историко- хронологический подход. Содержание учебного предмета также
включает изучение мировой истории, отечественной и зарубежной истории
музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы.
Предмет «История хореографического искусства»
Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения
7

обучающихся в области хореографического искусства, определяет знания
основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития
искусства балета, основные отличительные особенности хореографического
искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, балетную
терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и
настоящего.
Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей, приобретение детьми опыта творческой
деятельности, овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира, подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
хореографического искусства.
Обучение истории хореографического искусства включает в себя знания основ
музыкальной грамоты, знания основных этапов жизненного и творческого пути
отечественных и зарубежных композиторов,
формирование слуховых
представлений программного минимума произведений симфонического,
балетного и других жанров музыкального искусства, знания элементов
музыкального языка, знания в области строения классических музыкальных форм,
знания этапов становления и развития искусства балета, знания отличительных
особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и
направлений, формирование навыков восприятия музыкальных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды,
формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа
музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной
работы.
Предмет «Историко-бытовой танец»
Учебный предмет «Историко-бытовой танец» является предметом вариативной
части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы
«Хореографическое творчество» и одним из основных предметов предметной
области «Хореографическое исполнительство».
Историко-бытовой танец – неотъемлемая часть западноевропейского и
отечественного культурного наследия в области хореографического искусства.
Являясь самостоятельной дисциплиной, историко-бытовой танец в то же время
тесно связан с другими видами танца, с общим историческим процессом развития
хореографии. Цель предмета – знакомство со стилями и манерами разных эпох,
развитие музыкальности, чувства позы, координации движений.
Обучающийся знакомится с особенностями культуры той или иной эпохи, понимая,
что танец является отражением эстетического стиля эпохи, он осваивает экзерсис
бытового танца: шаги, поклоны, положения рук, корпуса, а также простейшие
танцевальные движения.
Изучая и осваивая манеру бытовых танцев XV-XX веков, обучающийся
знакомится с историей развития танцев, с изменением костюма и на основе этих
знаний приходит к глубинному пониманию танца как выразителя эстетики и
8

культуры определенной эпохи.
Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области хореографического искусства «Хореографическое
творчество» содержит раздел «консультации». Консультации проводятся с целью
подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим
конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Школы. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 158
часов при реализации образовательной программы со сроком обучения 8 лет и 184
часов при реализации образовательной программы с дополнительным годом
обучения. В случае, если консультации проводятся рассредоточенно, резерв
учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и
методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно
использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и
после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся
на период летних каникул. Проведение консультаций может осуществляться в
форме мелкогрупповых занятий (численность от 4 до 10 человек, групповых
занятий (численность от 11 человек). Общий объем времени консультаций
(К.03.00) со сроком обучения 8 лет составляет 166 часов, по предметам: К.03.01.
«Танец» - 4 часа, К.03.02. «Ритмика» - 4 часа, К.03.03 «Гимнастика» - 4 часа,
К.03.04. «Классический танец» - 48 часов, К.03.05. «Народно-сценический танец»
- 30 часов, К.03.06. «Подготовка концертных номеров» - 56 часов, К.03.07.
«Слушание музыки и музыкальная грамота» - 8 часов, К.03.08. «Музыкальная
литература» - 4 часа, К.03.09. «История хореографического искусства» - 8 часов.
2. Цели и задачи программы
Основными
целями
предпрофессиональной
программы
в
области
хореографического искусства «Хореографическое творчество» являются:
- выявление одаренных детей в области хореографического искусства;
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений, навыков в области хореографического
творчества;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации;
- подготовка одаренных детей к поступлению в высшие и средние
профессиональные образовательные учреждения хореографического профиля.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
9

требовательности;
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в
дальнейшем
осваивать
основные
профессиональные
образовательные программы в области хореографического искусства.
3. Планируемые результаты (по каждой области)
Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области хореографического искусства:
- знания профессиональной терминологии;
умения исполнять различные виды танца: классический, народносценический, историко-бытовой;
умения определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений,
способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
умения соблюдать требования к безопасности при выполнении
танцевальных движений;
умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
- навыков музыкально-пластического интонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыков публичных выступлений.
в области теории и истории искусств:
- знания музыкальной грамоты;
знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов;
знания и слуховых представлений программного минимума произведений
симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
- знания основных элементов музыкального языка;
- первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- знания основных этапов развития хореографического искусства;
- знания основных этапов становления и развития искусства балета;
знания основных отличительных особенностей хореографического
искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения.
- Результатом освоения программы
«Хореографическое
творчество» с
дополнительным годом обучения является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
- знания требований к физической подготовленности обучающегося;
10

знания основ формирования специальных упражнений для развития
профессионально необходимых физических качеств;
умения разучивать поручаемые партии под руководством преподавателя;
умения исполнять хореографические произведения на разных сценических
площадках.
в области теории и истории искусств:
знания балетной терминологии;
знания средств создания образа в хореографии;
знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
знания образцов классического наследия балетного репертуара.
Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным
предметам обязательной части должны отражать:
Танец:
знание основных элементов классического, народного танцев;
знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца,
слаженности и культуре исполнения танца;
умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
умение ориентироваться на сценической площадке;
умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
владение различными танцевальными движениями, упражнениями на
развитие физических данных;
навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук,
головы;
навыки комбинирования движений;
навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
Ритмика:
знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и
динамикой в музыке;
знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать
ладовуюокраску в танцевальных движениях;
первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных
формах;
представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными
шагами;
умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными
движениями.
Гимнастика:
знание анатомического строения тела;
знание приемов правильного дыхания;
знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового
11

образа жизни;
умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей
гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
умение сознательно управлять своим телом;
умение распределять движения во времени и пространстве;
владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
навыки координации движений.
Классический танец:
знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций классического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного
хореографического репертуара;
- умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца;
умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже
классического танца и разучивании хореографического произведения;
- навыки музыкально-пластического интонирования.
Народно-сценический танец:
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия
с партнерами на сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных
комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца,
произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических
площадках;
умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов
народно-сценических танцев;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
- навыки музыкально-пластического интонирования.
12

Подготовка концертных номеров:
умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под
руководством преподавателя;
- умение работы в танцевальном коллективе;
- умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать
над хореографическим произведением на репетиции;
- навыки участия в репетиционной работе.
Слушание музыки и музыкальная грамота:
- знание специфики музыки как вида искусства;
знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического
искусства;
знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение
музыкального произведения);
умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать
музыкальные произведения;
умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для
хореографического искусства;
- умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр,
ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры,
основных направлений, стилей и жанров;
знание особенностей традиций отечественной музыкальной культуры,
фольклорных истоков музыки;
знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов;
- знание основных музыкальных терминов;
знание основных элементов музыкального языка и принципов
формообразования;
умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных
направлений и стилей;
умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и
форму музыкальных произведений;
навыки по восприятию музыкального произведения, умению выражать к
нему свое отношение.
История хореографического искусства:
- знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического
искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание имен выдающихся представителей и творческое наследие
хореографического искусства различных эпох;
- знание основных этапов становления и развития русского балета;
умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом
13

времени его создания, стилистических особенностей, содержательности,
взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания
хореографических образов.
4. Учебный план «Хореографическое творчество»
Наименование предмета

1 кл

2 кл

2
2

2
2

Гимнастика
1
Классический танец
Народно-сценический танец
Подготовка концертных номеров
2
Слушание музыки и музыкальная 1
грамота
Музыкальная литература
(зарубежная,
отечественная)
История хореографического
искусства
Вариативная часть:
История искусства
1
(изобразительного, театрального,
киноискусства)
Историко-бытовой танец
Вcero часов в неделю:
9

1

Танец
Ритмика

3 кл

4 кл

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

6

5
2
2
1

5
2
3

5
2
3

5
2
3

5
2
3

1

1

1

1

1

1
12

2
1

2
1

1

9

1

10

2
12

2

2

13

13

12

Учебный план по каждому предмету
Учебный предмет «Танец»
Классы/количество часов
Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную
нагрузку
Общее количество часов на аудиторные
занятия
Недельная аудиторная нагрузка

1 класс
Количество часов
64

2 класс
Количество часов
66

64

66
130

2

2

Учебный предмет «Ритмика»
Классы/количество часов

1 класс

2 класс

Количество часов

Количество часов

Максимальная нагрузка

130

Количество часов на аудиторную
нагрузку

64

66

Недельная аудиторная нагрузка

2

2
14

Учебный предмет «Гимнастика»
1-2 классы
Срок обучения/количество часов

Количество часов
130 часов
65 часов

Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную
нагрузку
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу
Недельная аудиторная нагрузка

65 часов
2 часа

Недельная самостоятельная работа

2 часа

Учебный предмет «Классический танец»
Классы
Продолжительность
учебных занятий в году (в неделях)
Количество часов на аудиторные
занятия (в неделю)
Общее максимальное количество
часов по годам
(аудиторные занятия)
Общее максимальное количество
часов на весь период обучения
(аудиторные занятия)

Распределение по годам обучения
2
3
4
5
6
7

8

-

-

33
6

33
5

33
5

33
5

33
5

33
5

-

-

198

165

165

165

165

165

-

-

1

1023

Учебный предмет «Народно-сценический танец»
Вид учебной работы,
учебной нагрузки
Максимальная нагрузка (в часах), в том числе:

Классы
4-8
330

аудиторные занятия (в часах)

330

Учебный предмет «Подготовка концертных номеров»
Вид учебной работы, учебной
нагрузки
Максимальная учебная нагрузка
(на весь период обучения)
Количество
занятия

часов на

аудиторные

Классы
1-8
658
658

Учебный предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Виды учебной нагрузки

Срок обучения/класс
4 года обучения (1-4 классы)

15

Максимальная учебная нагрузка
(на весь период обучения)
Количество часов на
аудиторные занятия

262
32

33

Общее количество часов на
аудиторные занятия

131

Общее количество часов на
самостоятельные занятия

131

Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)

1

33

33

1

1

1

Учебный предмет «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)
Форма занятий
Аудиторная
(в часах)
Внеаудиторная
(самостоятельная,
в часах)

Год обучения
1-й

2-й

Итого
часов

33

33

66

16,5

16,5

33

Учебный предмет «История хореографического искусства»
Содержание

•

7 - 8 классы

Максимальная нагрузка (в часах), в том
числе:
количество часов на аудиторные занятия

132

количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
Общее количество часов на аудиторные
занятия
Количество часов на аудиторные занятия (в
неделю)

66

66

66
1

5.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия реализации
программы
«Хореографическое
творчество»
обеспечивают
возможность
достижения
обучающимися результатов, установленных ФГТ.
Материально-техническая
база
Школы
соответствует
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Хореографическое творчество» Школа обеспечена
необходимыми учебными аудиториями, специализированными кабинетами и
включает в себя:
библиотеку,
16

•
помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
•
учебные
аудитории
для
групповых,
мелкогрупповых
и
индивидуальных занятий,
•
костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов
для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
•
хореографического зала площадью 86 кв. метра, имеющего пригодное
для танца напольное покрытие (деревянный пол), балетные станки, зеркала на двух
стенах;
раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
Информационное обеспечение
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Слушание музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная литература
(зарубежная, отечественная)», «История хореографического искусства» оснащены
пианино, видео и звуковоспроизводящим оборудованием, учебной мебелью
(досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными
пособиями.
В Школе созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания,
обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,
аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов
учебного плана.
Методическое обеспечение
Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературой по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных
произведений и балетной литературы, специальными хрестоматийными
изданиями, партитурами, клавирами хореографических произведений в объеме,
соответствующем требованиям программы «Хореографическое творчество».
Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области
«Теория и история искусств» обеспечивается кaждый обучающийся.
Кадровое обеспечение
Реализация
программы
«Хореографическое
творчество»
обеспечена
педагогическими
работниками,
имеющими
среднее
или
высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого
учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное
образование, 75 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих
образовательный процесс по данной ОП. Непрерывность профессионального
развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных
профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72-x часов не
реже чем один раз в три года в образовательных учреждениях, имеющих
лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические
работники Школы осуществляют творческую и методическую работу.
17

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых
32-33 недели
реализация аудиторных занятий, 2-3 недели проведение
консультаций и экзаменов. В остальное время деятельность педагогических
работников
направлена
на
методическую,
творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных
профессиональных ОП.
6.Способы проверки результатов
Оценка качества ОП «Хореографическое творчество» включает в себя текущий
контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестациюобучающихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет и направлен:
- на поддержание учебной дисциплины;
ответственную организацию домашних занятий (самостоятельной работы
обучающегося);
- повышение уровня освоения текущего учебного материала;
выявление отношения, обучающегося к изучаемому предмету. В качестве
форм текущего контроля используется:
- работа обучающегося на уроке;
- просмотры на открытых уроках для родителей;
- контрольная работа;
- домашняя работа;
- опрос;
- прослушивание;
- творческая работа;
- олимпиада;
- викторина;
- тестирование;
- проверочная работа;
- участие в концертах, конкурсах, фестивалях и др.
Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных и
годовых оценок.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки
обучающегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному
материалу. Промежуточная аттестация проводится для обучающихся в форме
контрольного урока, зачета в счет аудиторного времени.
Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения программы
учебного предмета и проводится для обучающихся в 8 классе в виде экзамена по
предметам:
1. Классический танец;
2. Народно-сценический танец;
3. История хореографического искусства.
Критерии оценок:
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
18

Критерии оценки текущей и промежуточной аттестации:
Для более полного оценивания знаний, умений и навыков, обучающихся по
текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации
установлена 5-ти балльная система оценок. Оценка «5» - отлично, «4» - хорошо,
«3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. В зависимости от
сложившихся традиций и с учетом целесообразности оценка качества исполнения
может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно
и точно оценить выступление учащегося.
Критерии оценки к итоговой аттестации:
Фонды оценочных средств полно и адекватно отображает ФГТ, соответствует
настоящей программе, ее целям и задачам программы, а также
учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку
качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень
готовности выпускников к возможному продолжению профессионального
образования в области хореографического искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по
каждому изучаемому учебному предмету. Оценки обучающимся могут
выставляться и по окончании четверти.
При выведении итоговой оценки учитываются следующие параметры:
1.Оценка годовой работы обучающегося;
2.Оценки за контрольные уроки, зачеты;
3. Другие выступления обучающегося в течение учебного года.
Итоговая аттестация осуществляется по 5-ти балльной системе. Оценка «5» отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно.
Классический танец
Оценка
«5»
(отлично)

Критерии оценивания исполнения
Технически
качественное
и
художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям.

«4»
(хорошо)

Отметка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом плане,
так и в художественном).

«3»
(удовлетворительно)

Исполнение с большим количеством недочетов, а
именно:
неграмотно
и
невыразительно
выполненное движение, слабая техническая
подготовка,
неумение
анализировать
свое
исполнение, незнание методики исполнения
изученных движений и т.д.

19

«2»
(неудовлетворительно)

Комплекс недостатков, являющийся следствием
нерегулярных занятий, невыполнение программы
учебного предмета.
Народно-сценический танец

Оценка

Критерии оценивания исполнения

«5»
(отлично)

Методически правильное исполнение учебнотанцевальной комбинации, музыкально грамотное и
эмоционально-выразительное исполнение
пройденного материала, владение индивидуальной
техникой вращений, трюков.

«4»
(хорошо)

Возможное допущение незначительных ошибок в
сложных движениях, исполнение выразительное,
грамотное, музыкальное, техническое.

«3»
(удовлетворительно)

Исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученные движения, слабая техническая
подготовка, малохудожественное исполнение,
невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на
середине зала, не владение
трюковой и вращательной техникой.

«2»
(неудовлетворительно)

Комплекс недостатков, являющийся следствием
плохой посещаемости аудиторных занятий и
нежеланием работать над собой.

История хореографического искусства
Оценка
«5»
(отлично)

Критерии оценивания ответов
Полный ответ, отвечающий всем требованиям на
данном этапе обучения.

«4»
(хорошо)

Отметка отражает ответ с небольшими
недочетами.

«3»
(удовлетворительно)

Ответ с большим количеством недочетов, а именно:
недоученный текст, не раскрыта тема, не
сформировано умение свободно излагать свою
мысль и т.д.

Комплекс недостатков, являющийся следствием
«2»
отсутствия домашней подготовки, а также плохой
(неудовлетворительно)
посещаемости аудиторных занятий.
20

7.Методические материалы
Программа
творческой,
методической
и
культурно-просветительской
деятельности
является
неотъемлемой
частью
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Цель программы:
- создание комфортной развивающей образовательной среды для обеспечения
высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности
для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, а
также
духовно-нравственного
развития,
эстетического
воспитания
и
художественного становления личности.
Задачи программы:
- выявление и развитие одаренных детей в области музыкального искусства;
- развитие музыкально-творческих способностей обучающегося
на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области хореографического
искусства;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений.
Направления творческой деятельности:
- осуществление исполнения концертных программ, созданных в целях
реализации учебного процесса;
- проведение творческих мероприятий (концертов, выставок, конкурсов,
фестивалей, мастер-классов, творческих проектах олимпиад, творческих встреч,
театрализованных представлений и др.);
- создание и развитие учебных творческих коллективов (ансамбли, оркестры);
- организация творческой деятельности совместно с другими образовательными
учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области искусства.
Направления методической деятельности:
- повышение качества педагогической и методической работы через регулярное
участие преподавателей в методических мероприятиях (заседание методического
отдела, открытые уроки, мастер-классы, семинары, круглые столы и др.)
- разработка и реализация образовательных программ в целях реализации
учебного процесса;
разработка преподавателями методических работ;
- участие в семинарах, курсах повышения, мастер – классах, конференциях,
- организация взаимодействия с ССУЗами, ВУЗами
подготовка и проведение семинаров-практикумов, презентации опытов,
направленные на трансляцию и обмен практическим опытом педагогических
работников в аспекте решения актуальных проблем в музыкальном образовании;
плановое проведение аттестации педагогических работников;
повышение качества образования посредством использования в работе
новых информационных, музыкально – педагогических технологий;
21

использование в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и
образования;
обновление содержания образования и технологии обучения, в том числе
развивающих, здоровьесберегающих, информационных, в условиях современного
социального заказа.
организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при
поддержке преподавателей образовательного учреждения и родителей (законных
представителей) обучающихся.
Направления культурно-просветительской деятельности:
организация и проведение культурно-массовых мероприятий;
пропаганда среди различных слоев населения лучших достижений
отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным ценностям;
организация просветительской работы среди родителей в форме
родительских собраний, тематических бесед, встреч с интересными людьми,
концертных мероприятий школы.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».