ДПОП «Живопись»8 (9) лет

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства «Живопись»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства «Живопись» разработана на основе
Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре
и

условиям

реализации

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (далее
ФГТ)
ПО.01. «Художественное творчество»
ПО.02. «История искусств»
ПО.03. «Пленэрные занятия»
В.00.

«Вариативная часть»

Разработчики программы:
Красовская Елена Геннадьевна – заведующая художественным отделением
МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» ;
Гаммель Кристина Сергее - преподаватель художественного отделения
МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» ;
Мирутенко Вера Владимировна – заместитель директора по учебновоспитательной работе МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6»

Структура
программы «Живопись»
1.Пояснительная записка

нормативная база

направленность

единство и преемственность

срок освоения

приемные требования
- объем аудиторной нагрузки (в часах)
ПО.01.предметная область «Художественное творчество»
УП.01.Основы изобразительной грамоты и рисование
УП.02.Прикладное творчество
УП.03.Лепка
УП.04.Рисунок
УП.05.Живопись
УП.06.Композиция станковая
ПО.02.предметная область «История искусств»
УП.01.Беседы об искусстве
УП.02.История изобразительного искусства
ПО.03. предметная область «Пленэрные занятия»
УП.01.Пленэр
В.00.предметная область «Вариативная часть»
В.02.Цветоведение
В.05.Композиция прикладная
- уровень и объем программы (в часах и годах)
- режим занятий (в неделю+ кол-во часов на каждый год)
- особенности образовательного процесса
- характеристика предметов (по каждому)
2. Цели и задачи программы
3. Планируемые результаты (по каждой области)
4. Учебный план (с темами) по годам обучения по каждому предмету
5. Содержание программы – тематический план (по годам обучения, по
каждому предмету)
6.Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение
- информационное обеспечение
- методичесое обеспечение
- кадровое обеспечение
7. Способы проверки результатов:
- формы итоговой аттестации
- оценочные материалы
8. Методические материалы

I.
Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области
изобразительного искусства «Живопись» ( далее – программа ДПП «Живопись»)
определяет содержание и организацию образовательного процесса в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования г. курорт Сочи МБУДО
ДШИ № 6 вправе реализовывать дополнительную предпрофессиональную
общеобразовательную программу в области изобразительного искусства
«Живопись» при наличии соответствующей лицензии на осуществление
образовательной деятельности.
1.1. Настоящая ДПП «Живопись» составлена в соответствии с изменениями,
внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об
образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ, в соответствии с
федеральными
государственными
требованиями
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
изобразительного искусства «Живопись» (далее ФГТ), утвержденными приказом
Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №156,
«Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в
области искусств»,
утвержденном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09
февраля 2012 № 86. ФГТ «Живопись» устанавливают обязательные требования к
минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы
в
области
изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе.
1.2. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем
детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных
работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие профессиональные образовательные программы в области
изобразительного искусства.
1.3. Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Живопись» и основных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального и
высшего профессионального образования в области изобразительного искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства

1.4. Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в первый
класс в возрасте с 6,5 до 9 лет, составляет 8 лет.
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» для
детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего
образования или среднего (полного) общего образования и планирующих
поступление
в
образовательные
учреждения,
реализующие
основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства, может быть увеличен на один год и составляет 9 лет. Школа имеет право
реализовывать дополнительную предпрофессиональную программу «Живопись» в
сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.5. При приеме на обучение по программе «Живопись» проводится отбор детей,
позволяющий определить:
- Наличие художественных способностей;
- Наличие творческого потенциала
- Наличие первичных навыков работы с различными художественными
материалами.
Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются Школой
самостоятельно. Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний
(экзаменов), содержащих творческие задания, позволяющих определить наличие
способностей к изобразительной деятельности.
1.6.Объем аудиторной нагрузки:
ПО.01. предметная область «Художественное творчество»
УП.01. Основы изобразительной грамоты и рисование – 196 часов
УП.02. Прикладное творчество - 196 часов
УП.03. Лепка - 196 часов
УП.04. Живопись – 495 часов
УП.05. Рисунок. - 561 час
УП.06. Композиция станковая - 363 часа
ПО.02. предметная область «История искусств»
УП.01. Беседы об искусстве – 98 часов
УП.02. История изобразительного искусства – 165 часов
ПО.03. предметная область «Пленэрные занятия»
УП.01. Пленэр – 140 часов
В.00.предметная область «Вариативная часть»
В.02.Цветоведение – 98 часов
В.05.Композиция прикладная - 165 часов
Формы обучения: очная.
1.7. Режим занятий: 3 раза в неделю.
Общее количество часов – 2673.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет
продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39
недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в
первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При
реализации программы «Живопись» с дополнительным годом обучения

продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в
девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе
составляет 33 недели.
С первого по девятые классы в течение учебного года предусматриваются
каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются
дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в
объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние,
весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных
образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Обеспечивается проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком
образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться в течение одной
недели в июне месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего
объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10
человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков,
имеют право на освоение программы «Живопись» по индивидуальному учебному
плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
1.8. Особенности организации образовательного процесса:
Занятия сочетают в себе теорию и практику. Занятия проводятся групповые.
Возможные формы проведения занятия: урок, беседа, викторина, просмотр,
выставка, творческая мастерская, открытое занятие, мастер-класс и пр.
Используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную
творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Целесообразно применять частично-поисковый метод, направленный на
развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в
выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной
активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения, направленный на активизацию творческого
мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных
решений можно применять в процессе работы над композицией. Необходимо
создавать ребенку все условия для поиска решения творческой задачи.
Для эффективного осуществления интегрированного подхода на занятиях в
студии, кроме общепринятых форм организации занятий, таких, как беседа,
рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на заданную тему,
необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы.
1.9.Программа включает в себя следующие разделы:
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование»
занимает важное место в комплексе предметов предпрофессиональной программы
«Живопись». Он является базовой составляющей для последующего изучения
предметов в области изобразительного искусства.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит
из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании
учебного предмета в каждой возрастной категории.

Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и
согласно минимуму требований, к уровню подготовки учащихся данного возраста.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания
сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение
краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а
также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из
разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса
к изобразительной деятельности.
Целью программы «Основы изобразительной грамоты и рисование» является
развитие Результатом освоения программы «Основы изобразительной грамоты и
рисование» является приобретение обучающимися таких знаний, умений и навыков,
как знание основных видов и техник изобразительного искусства, названий и
назначение опробованных в обучении изобразительной деятельности материалов и
инструментов, начальных сведений о законах композиции, начальные сведения о
свойствах цвета. Также обучающиеся должны уметь применять основные средства
художественной выразительности в графике и живописи, создавать несложные
сюжетные композиции, соблюдать последовательность в ведении работы, замечать
характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма,
пропорции, расположение на листе бумаги).
Предмет «Прикладное творчество»
направлен на создание условий для познания учащимися приемов работы в
различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных
творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного
восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной
культуре.
Прикладное творчество – одна из важнейших областей современной
художественной культуры, охватывающий различные виды творчества. Немало
важным является в развитии учащихся с раннего возраста приобщать пониманию и
созданию произведений декоративно-прикладного творчества.
Отличительной особенностью данной программы является знакомство с новыми
различными материалами и техниками в прикладном искусстве. Знакомство с
различными техниками обеспечивает развитие моторики руки в работе с
различными материалами, формирование практических навыков в различных видах
декоративно-прикладного искусства.
Целью программы «Прикладное творчество» является обеспечение развития
творческих способностей, способствование развитию у детей творческого
воображения, эстетических чувств и понимания прекрасного, способствовать
развитию умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий
продукт.
Предмет «Лепка»
дает возможность расширить и дополнить образование детей в области
изобразительного искусства, является одним из предметов обязательной части
предметной области «Художественное творчество».
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,

навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но
и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую
индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись», а именно: «Основы изобразительной грамоты», «Прикладное
творчество», «Лепка» — взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.
Отличительной особенностью данной программы является сочетание традиционных
приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами
работы в разных пластических материалах, таких, как пластика, скульптурная масса,
что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся. Программа
составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития
детей.
Целью программы «Лепка» является привитие детям интерес к лепке, развитие
мелкой моторики, воспитание трудолюбия и умения довести начатое дело до конца.
Задачами программы являются освоение простейших приёмов и навыков лепки
(умения раскатывать шарики, жгутики, конусы-морковки, формировать овал и
делать лепёшки), получение навыков правильно соединять элементы, умение
создавать образ из простейших элементов, обучение детей пониманию материала и
любви к нему, бережному отношению к инструментам и материалам, развитие
умения мыслить объёмами, фантазировать при выполнении скульптурных заданий,
добиваться соответствия в работе формы и декора, стремиться к завершённости.
Предмет «Беседы об искусстве»
подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания
на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений
искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной
связи с общими представлениями людей о гармонии. Полноценное освоение
художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой
эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство:
способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства
выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с
собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено
обучение по данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом
возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками
урок строится разнообразно. Беседы чередуются с просмотром фильмов,
обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных
пространств, музеев, практической работой.
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов
деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев,
выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических
работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более
прочное усвоение материала. Программа ориентирована на знакомство с
различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать

навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях
искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить
содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
Предмет « Рисунок»
Одной из ведущих дисциплин в детской художественной школе является рисунок.
Учебная программа предусматривает изучение основ реалистического изображения.
Академический рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Процесс
обучения проходит последовательно от простого к сложному.
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
изобразительного искусства «Живопись».
Учебный предмет «Рисунок» направлен на приобретение детьми знаний, умений и
навыков по выполнению графических работ, получение ими художественного
образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие
обучающихся.
Содержание учебного предмета «Рисунок» тесно связано с содержанием учебных
предметов «Живопись», «Композиция» и «Композиция станковая». В каждом из
данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по
композиции и живописи обязательны требования к осознанному графическому
построению рисунка, а в программе по рисунку ставятся задачи перспективного
построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.
Изучение законов академического рисунка дает возможность обучающимся более
полно овладеть изобразительной грамотой, развивать зрительную память,
аналитическое мышление. Весь курс рисунка включает в себя заданий с
постепенным усложнением задач.
Предмет « Живопись»
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в
основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы
были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах,
светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со
станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами
живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания
и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с
композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений
между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения
цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии
среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с
выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме
предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения,

передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой
гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим
характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и
колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и
продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи
академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить
сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру
предметов.
К учащимся последнего года обучения
- самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа,
натюрморта;
- самостоятельно строить цветовую гармонию;
- выражать индивидуальное отношение к изображаемому;
- уметь технически реализовать замысел.
Предмет «Композиция прикладная»
Композиция прикладная является ведущей дисциплиной в системе художественного
образования детей и подростков.
Главная задача предмета «Композиция прикладная»– научить детей видеть,
понимать и изображать на плоскости листа. Знакомство с произведениями
декоративно-прикладного искусства;
углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном
искусстве;
развитие интереса к предмету; развить художественный вкус, внимание, память,
творческие способности;
воспитание уважительного отношения к национальным традициям;
привитие любви и уважение к традициям русского народа;
Формирование нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном
творчестве.
Декоративно – прикладное искусство обогащает творческие стремления детей
преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,
раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также
видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности.
В работе с детьми можно организовать увлекательный процесс в мир народного
творчества. На это ориентирует общеобразовательная программа по предмету
«Композиция прикладная».
Необходимо позволить детям самим выбирать вид изделия, способы работы,
эксперементировать, вносить новшества. Индивидуальный труд детей во время
занятий заключается в том, что дети самостоятельно выполняют интересующие их
задания.
В процессе создания поделок, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета,
формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно
– прикладного искусства в жизни. У детей проявляется интерес, а это зарождающее
чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит,

будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать,
уважать и развивать традиции.
Воспитательный идеал сформулирован в концепции духовно – нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. Дети со школьного возраста
имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость
сделанных своими руками работ. Уроки по предмету «Композиция прикладная»
привлекают детей результатами труда. Все вещи хранят тепло детских рук, которые
их создавали. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность.
Настоящая общеобразовательная программа рассчитана на полный курс обучения и
адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования детей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей. В процессе обучения возможно
проведение корректировки уровня сложности заданий и внесение изменений в
программу, исходя из опыта деятельности детей и уровня усвоения ими учебного
материала.
Предмет «Станковая композиция»
Основной целью данного предмета является развитие творческой фантазии и
образного мышления, приобретение навыков самостоятельной работы над
сюжетной станковой картиной. На занятиях станковой композицией ребята
занимаются изучением традиционных композиционных базовых законов и правил.
Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в
себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее
закрепление на практике полученных знаний.
Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и
упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов
композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с
материалами и способами работы с ними. Композиция в данной программе
понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического
произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов
изображения для реализации определенного замысла. В течение всех лет обучения,
по данной программе обучающиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему
композиции средствами различных жанров изобразительного искусства: натюрморт,
пейзаж, интерьер. Это должно помочь в работе над сюжетно-тематической
композицией.
В процессе занятий рисунком, живописью обучающиеся осваивают общие законы и
правила композиции. Выполняя учебные задания, они одновременно решают
композиционные задачи, что приводит к пониманию главных законов композиции.
Программа по композиции нацелена на то, чтобы научить детей искусству видеть,
мыслить, проникать вглубь содержания, находить формы и краски, наиболее
сопутствующие смыслу и чувству. Основной вид занятия - тематическое рисование.
Оно включает рисование на темы и иллюстрирование литературных произведений.
При выполнении заданий по иллюстрированию основное внимание обращается на
точное отражение содержания литературного произведения, умения найти
изобразительные решения, по возможности, наиболее точно соответствующее стилю
и форме литературного произведения.

Рисование на темы ведется по памяти, на основе предварительных наблюдений, по
представлению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Это
развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе,
дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства, впечатления, восприятие
окружающего мира.
Особое внимание уделяется развитию у учащегося творческого отношения к
процессу создания произведения, самостоятельности при выборе сюжета, техники
исполнения. Изучение закономерностей композиции помогает грамотно, с учетом
творческой
индивидуальности,
использовать
выразительные
средства
изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
В содержание занятий по композиции входят: подробная разработка сюжета,
выполнение эскизов с целью формирования и конкретизации замысла работы,
самостоятельный выбор материала и техники исполнения.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных задач
программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры;
рисование на заданные темы по памяти, воображению и представлению;
декоративное рисование.
Предмет « История изобразительного искусства»
Особое место в развитии ребенка занимает искусство, способное развивать чувство
прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить
произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство
природы.
Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития
творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений,
художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых
свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное
искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического
воспитания детей.
Большими возможностями для расширения нравственного и эстетического
воспитания обладают учреждения дополнительного образования. Специфика
учреждений дополнительного образования позволяет полнее осуществить
личностно – ориентированный подход в развитии художественных способностей
детей. Своевременное выявление способностей влияет на становление личности
ребенка, успех в профессиональной карьере.
Данная программа заключается в её построении, отличающаяся от других программ
тем, что она составлена по принципу блочного построения тем, где
предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности.
Предмет «Пленэр»
тесно связан с программами по композиции, рисунку, живописи. Учебные
занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса, в
котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных
предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для
дальнейшего развития данных навыков.
При рисовании с натуры в условиях пленэра учащимися осуществляется активная

исследовательская деятельность, изучается окружающий мир, отрабатываются
навыки работы с материалом, закладываются основы профессионального
ремесла. Обучение происходит, главным образом, как решение задач по
композиции, рисунку и живописи. Вид учебной деятельности должен быть
разнообразным: обучение по наглядным образцам и практическая работа с
натуры, в которой половина времени отводится на графику, половина – на
живопись. Техника исполнения и формат работ обсуждаются с преподавателем.
Темы в программе повторяются с постепенным усложнением целей и задач на
каждом году обучения.
2.Цели и задачи программы
Основными целями предпрофессиональной программы в области изобразительного
искусства «Живопись» являются:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства;
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений, навыков в области художественного
творчества;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации;
- подготовка одаренных детей к поступлению в высшие и средние
профессиональные образовательные учреждения художественного профиля.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать
и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих
в
дальнейшем
осваивать
основные
профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства;
выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации умению
планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой
деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программы в
области
изобразительного искусства «Живопись»
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение

обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области художественного творчества:

знания терминологии изобразительного искусства;

умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;

умения создавать художественный образ на основе решения технических и
творческих задач;

умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;

навыков анализа цветового строя произведений живописи;

навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками,
эскизами;

навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи
их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

навыков подготовки работ к экспозиции;

в области пленэрных занятий:

знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем,
архитектурными мотивами;

знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

умения
изображать
окружающую
действительность,
передавая
световоздушную перспективу и естественную освещенность;

умения применять навыки, приобретенные на предметах "рисунок",
"живопись", "композиция";

в области истории искусств:

знания основных этапов развития изобразительного искусства;

умения использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;

первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
Результаты
освоения
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Живопись» по учебным предметам
обязательной части должны отражать:
ПО.01.Художественное творчество
ПО.01.УП.01.Рисунок:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов
перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;

- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
ОП.01.УП.02.Живопись:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
ОП.01.УП.03.Композиция станковая:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах
композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете,
контрасте - в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительновыразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи; - навыки работы по композиции.
ПО.02.История искусств
ОП.02.УП.01. Беседы об искусстве:
- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах
и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере
искусства; - знание особенностей языка различных видов искусства;
- первичные навыки анализа произведения искусства;
ОП.02.УП.02.История изобразительного искусства:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства; первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западноевропейском и русском
изобразительном искусстве;
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве,
направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере
изобразительного искусства;

- умение выделять основные черты художественного стиля;
- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется
художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художников;
- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению
выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими
видами искусств;
- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного
художника;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.
ПО.03.УП.01. Пленэр:
- знание о закономерностях построения художественной формы,
особенностях ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся
натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок,
живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой
деталей.
4. Учебный план «Живопись»
Наименованис предмета

1 кл

2 кл

3 кл

Основы изобразительной грамоты
и рисование
Прикладное творчество

2

2

2

2

2

2

Лепка
Рисунок
Живопись
Композиция станковая
Беседы об искусстве

2

2

2

История
искусства
Пленэр

1

1

1

изобразительного

Вариативная часть:
Цветоведение
Композиция прикладная
Вcero часов в неделю:

Х

1

1

1

8

8

8

4 кл

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

3
3
2
1

3
3
2

3
3
2

3
4
2

3
4
3

1

1

1

1

1

Х

Х

Х

Х

1
10

1
10

1
10

1
11

1
12

Учебный план по каждому предмету:
Основы изобразительной грамоты и рисование
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

Классы

1

Всего
часов

2

3

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия (в
часах)
Самостоятельная работа
(в часах)
Максимальная учебная
нагрузка
(в часах)
Вид
промежуточной
аттестации

32

32

33

33

33

33

196

32

32

33

33

33

33

196

64

64

66

66

66

66

392

З.

З.

Э.

З. – зачет; Э. – экзамен

Прикладное творчество
Вид учебной
работы, аттестации,
учебной нагрузки
Классы
Полугодия
Аудиторные занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид промежуточной
аттестации

Всего
часов

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

1

2

1
32

2
32

3

3
32

4
34

5
32

6
34

16

16

16

17

16

17

196
98

48

48

48

51

48

51

294

просмотр

просмотр

просмотр

Лепка
Вид учебной
работы, аттестации,
учебной нагрузки

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

КЛАССЫ

1

2

Всего
часов

3

ПОЛУГОДИЯ

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия (в
часах)
Самостоятельная
работа (в часах)
Максимальная учебная
нагрузка (в часах)
Вид
промежуточной
аттестации

32

32

33

33

33

33

196

16

16

16,5

16,5

16,5

16,5

98

48

48

49,5

49,5

49,5

49,5

294

зачет

зачет

зачет

Рисунок
Вид учебной
работы, аттестации,
учебной нагрузки
Классы

Всего
часов

Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
4

5

6

7

8

Полугодия

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной и
итоговой
аттестации

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

561

32

34

32

34

32

34

48

51

48

51

429

80

85

80

85

80

85

96

102

112

119

990

зач
ет

зачет

зачет

экза
мен

зачет

Живопись
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации

Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)

51

48

51

48

32

34

32

34

48

51

48

80

85

80

85

зачет
96

102

96

8
15

16

51

48

51

51

48

51

102

зачет

48

Всего
часов

зачет

51

зачет

48

экзамен

10

экзамен

9

зачет

8

экзамен

Вид
промежуточной
аттестации

5

7

зачет

Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельная
работа
(домашнее
практическое
задание, в часах)

4

Классы/полугодия
6
7
11
12
13
14

экзамен

Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки

96

102

Композиция станковая
Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной
нагрузки
Классы
Полугодия
Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельная

Всего
часов

Затраты учебного времени,
график промежуточной и итоговой аттестации

4

5

6

7

8

7
32

8
34

9
32

10
34

11
32

12
34

13
32

14
34

15
48

16
51

363

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

561

зачет

96

102

112

119

Итоговая
аттестация

экзамен

85

зачет

зачет

80

экзамен

Вид
промежуточной
аттестации по
полугодиям и
итоговая
аттестация

85

зачет

80

экзамен

85

зачет

80

экзамен

работа (в часах)
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)

924

Беседы об искусстве
Вид учебной

Годы обучения

Всего

работы

часов

1-й год

2-й год

3-й год

1
полугодие

2
полугодие

3
полугодие

4
полугодие

5
полугодие

6
полугодие

16

16

16

17

16

17

98

8

8

8

8,5

8

8,5

49

24

24

24

25,5

24

25,5

147

Аудиторные
занятия
Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид
промежуточной
аттестации

З.

З.

З.

З. – зачет;
История изобразительного искусства
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
нагрузки

Классы/годы обучения

4 класс
1 год
обучения

Всего
часов

5 класс
2 год
обучения

6 класс
3 год
обучения

7 класс
4 год
обучения

8 класс
5 год
обучения

11

12

13

14

15

16

Аудиторные занятия

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

165

Самостоятельная
работа
Максимальная
учебная нагрузка
Вид промежуточной
и итоговой
аттестации по
полугодиям

16

17

16

17

16

17

16

17

16

17

165

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

330

Итоговая
аттестация
(экзамен)

10

зачет

9

зачет

8

зачет

7

зачет

Полугодия

Пленэр

28

Максимальная
учебная нагрузка

Полугодия
10
11
12

9

28

21

Т.п.

Промежуточная
аттестация

49

6

28

21

49

13

14

28

21

49

7

15

16

28

21

49

140

21

105

Т.п.

Практические
занятия
(количество часов
в год)
Самостоятельная
работа
(домашнее
задание) - в часах

8

5

Т.п.

7

4

Т.п.

3

Всего
часов

Классы

Т.п.

Вид учебной
работы,
аттестации,
учебной нагрузки

49

245

5. Условия реализации программы «Живопись»
Программа «Живопись» направлена на творческое, эстетическое, духовнонравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта
художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению
изобразительного искусства.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности создается
комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающую возможность:

выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;

организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и
высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства;

использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере

культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства
и образования;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;

построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального
развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской
Федерации
материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия реализации программы «Живопись»
обеспечивают
возможность
достижения
обучающимися
результатов,
установленных федеральными государственными требованиями.
Материально-техническая
база
соответствует
санитарным
и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. соблюдаются своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Живопись» минимально необходимый перечень
учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического
обеспечения включает в себя:

выставочный зал,

библиотеку,

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,
видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),

мастерские,

учебные
аудитории
для
групповых
и
мелкогрупповых занятий.

имеет натюрмортный фонд и методический фонд.
Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и
противопожарным нормам.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Беседы
об
искусстве»,
«История
изобразительного
искусства»,
оснащены
видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами,
шкафами) и оформлены наглядными пособиями.
Методическое обеспечение
Программа
«Живопись»
обеспечивается
учебно-методической
документацией по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету.
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей,
театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих
мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.
Выполнение
обучающимся
домашнего
задания
контролируется

преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и
художественными изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в
соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается консультациями для
обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и
другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в
счет резерва учебного времени в следующем объеме: 110 часов при реализации
образовательной программы со сроком обучения 8
лет. В случае, если
консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется
на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной
аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой
обучающихся на период летних каникул.
Кадровое обеспечение
Реализация программы «Живопись» обеспечивается педагогическими
работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля
преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна
составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей,
обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной
программе.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь
высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями,
имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные
звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами,
имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в
соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических
работников
направлена
на
методическую,
творческую,
культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
образовательных программ.
Педагогические работники проходят не реже чем один раз в три года
профессиональную
переподготовку
или
повышение
квалификации.
Педагогические работники осуществляют творческую и методическую работу.
Создаются условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими образовательные программы в области
изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам
реализации программы «Живопись», использования передовых педагогических
технологий.

6. Способы проверки результатов освоения программы
Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию
обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости используются
контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование,
просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в
виде письменных работ и устных опросов, просмотра творческих работ,
выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за
пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения
разрабатываются самостоятельно на основании федеральных государственных
требований. Разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся
создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются ДШИ самостоятельно.
Фонды оценочных средств являются полным и адекватным
отображением федеральных государственных требований, соответствуют целям
и задачам программы «Живопись» и ее учебному плану. Фонды оценочных
средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником
знаний, умений и навыков и степень готовности выпускников к возможному
продолжению профессионального образования в области изобразительного
искусства.
По окончании полугодий учебного года по каждому изучаемому предмету
выставляются оценки.
Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
ДШИ на основании федеральных государственных требований.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки "отлично",
"хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Временной интервал
между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются ДШИ самостоятельно.
разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с
федеральными государственными требованиями.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том
числе:
-знание основных художественных школ, исторических периодов развития
изобразительного искусства в взаимосвязи с другими видами искусств;
-знание
профессиональной
терминологии,
основных
работ
мастеров
изобразительного искусства;
-знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее
восприятия и воплощения;
-умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительновыразительные возможности;
-навыки последовательного осуществления работы по композиции;
-наличие кругозора в области изобразительного искусства.
Критерии оценок
На контрольному уроке, зачете или экзамене выставляется оценка по
пятибалльной шкале:
Предметная область «Художественное творчество»
5 («отлично») – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком
уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением,
творческим подходом.
4 («хорошо») – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но
прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные
ошибки.
3 («удовлетворительно») – ученик выполняет задачи, но делает грубые
ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы
необходима постоянная помощь преподавателя.
Предметная область «История искусств»
Учебный предмет «Беседы об искусстве»
Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов
изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню
подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
Устный опрос – проверка знаний в форме беседы, которая предполагает
знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение
первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя,
ориентируется в пройденном материале;
«4» (хорошо) – учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2
ошибки;
«3» (удовлетворительно) – учащийся часто ошибался, ответил правильно только

на половину вопросов.
Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде
выполнения творческого задания, например, подготовка презентации,
сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом,
тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
«4» (хорошо) – учащийся ориентируется в пройденном материале, но
недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» (удовлетворительно) – тема проекта не раскрыта, форма подачи не
отличается оригинальностью.
Учебный предмет «История изобразительного искусства»
Оценка 5 «отлично»
-Легко ориентируется в изученном материале.
-Умеет сопоставлять различные взгляды на явление.
-Высказывает и обосновывает свою точку зрения.
-Показывает умение логически и последовательно мыслить, делать выводы и
обобщения, грамотно и литературно излагать ответ на поставленный вопрос.
-Выполнены качественно и аккуратно все практические работы.
-Записи в тетради ведутся аккуратно и последовательно.
Оценка 4 «хорошо»
-Легко ориентируется в изученном материале.
-Проявляет самостоятельность суждений.
-Грамотно излагает ответ на поставленный вопрос, но в ответе допускает
неточности, недостаточно полно освещает вопрос.
-Выполнены практические работы не совсем удачно.
-При ведении тетради имеются незначительные ошибки.
Оценка 3 «удовлетворительно»
-Основной вопрос раскрывает, но допускает незначительные ошибки, не
проявляет способности логически мыслить.
-Ответ носит в основном репродуктивный характер.
-Практические работы выполнены не эстетично, небрежно, с ошибками.
-Записи в тетради ведутся небрежно, несистематично.
Предметная область «Пленэрные занятия»
Оценка 5 («отлично») предполагает:
-грамотную компоновку в листе;
-точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с
цветом);
-соблюдение правильной последовательности ведения работы;
-свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;
-свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом
световоздушной среды;
-грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;
-грамотное использование выразительных особенностей применяемых материалов и
техник;

-цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;
-самостоятельное
выявление
и
устранение
недочетов в работе.
Оценка 4 («хорошо») предполагает:
-небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;
-неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно
исправлять ошибки при указании на них;
-незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;
-недостаточная моделировка объемной формы;
-незначительные
ошибки
в
передаче
пространственных планов.
Оценка 3 («удовлетворительно») предполагает:
-существенные ошибки, допущенные при компоновке;
-грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;
-грубые ошибки в тональных отношениях;
-серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;
-небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершенности;
-неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.
Согласно федеральным государственным требованиям, данная система оценки
качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка
качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст
возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
-оценка годовой работы ученика;
-оценка на контрольном уроке, зачете.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий
учебного года. При выведении итоговой (переводной) оценки
учитывается следующее:
-оценка годовой работы ученика;
-оценка на экзамене;
-другие работы ученика в течение учебного года.
Оперативное управление учебным процессом невозможно без
осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через
контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая
функции.
7.Методические материалы
Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности ДШИ разрабатывает на каждый учебный год самостоятельно,
является неотъемлемой частью дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись».
Цель программы
 создание комфортной развивающей образовательной среды для
обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости,

привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и
всего общества, а также духовно-нравственного развития, эстетического
воспитания и художественного становления личности.
Задачи программы:
 организация творческой деятельности обучающихся путем
проведения мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, творческих встреч и др.);
 организация творческой и культурно-просветительской деятельности
совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным
видам искусств, образовательных учреждений среднего профессионального и
высшего
профессионального
образования,
реализующими
основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства;
 использование в образовательном процессе образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в
сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного
искусства и образования;
 организация эффективной самостоятельной работы обучающихся при
поддержке преподавателей и родителей (законных представителей) обучающихся.
 обеспечение программы учебно-методической документацией по
всем учебным предметам, для самостоятельной работы обучающихся.
 повышение качества педагогической и методической работы через
регулярное участие преподавателей в различных методических мероприятиях 
(мастер-классы, конкурсы, творческие отчеты, конференции, форумы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».