ДПОП «Живопись» 5 (6) лет

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства «Живопись»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства

«Живопись» разработана на основе

Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и
условиям

реализации

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (далее
ФГТ)
ПО.01. «Художественное творчество»
ПО.02. «История искусств»
ПО.03. «Пленэрные занятия»
В.00.

«Вариативная часть»

Разработчики программы:
Красовская Елена Геннадьевна – заведующая художественным отделением
МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» ;
Дарий Татьяна Викторовна - преподаватель художественного отделения
МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» ;
Мирутенко Вера Владимировна – заместитель директора по учебновоспитательной работе МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6»

Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………..4
2.Требования

к

предпрофессиональной

минимуму

содержания

общеобразовательной

дополнительной

программы

в

области

изобразительного искусства «Живопись». Планируемые результаты освоения
обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы

в

области

изобразительного

искусства

«Живопись»

……………………………………………………………………...........................7
3.Учебный план ……………………………………………………………16
4. График образовательного процесса …………………………………...16
5. Перечень программ учебных предметов по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись» ……………………………………..16
6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области

изобразительного

искусства

«Живопись» ………………………………………………………………………..17
7.Программа

творческой,

методической

и

культурно-просветительской

деятельности ……………………………………………………………………....19
8.Требования к условиям реализации дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись» ……………….………………....20

Пояснительная записка
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства «Живопись» разработана в соответствии с
Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания,
структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» и сроку обучения по этой программе (2012 г.).
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в
области изобразительного искусства «Живопись» создана для обеспечения
преемственности данной программы с основными профессиональными
образовательными программами среднего профессионального и высшего
профессионального образования в области изобразительного искусства, а также
сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в
сфере культуры и искусства.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся, предназначена для работы с художественно одарёнными детьми
ДХШ и художественных отделений ДШИ.
Основными
целями
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» являются:
1. воспитание и развитие у обучающихся общекультурных компетенций
(толерантность, нравственность, духовность, эрудированность, культурность,
доброжелательность, интеллектуальность), позволяющих уважать и принимать
духовные и культурные ценности разных народов;
2. формирование у обучающихся художественно-эстетических взглядов,
моральных и нравственных установок, потребности общения с духовными
ценностями;
3. формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и
оценивать многообразные культурные ценности;
4. воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
5. формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков (в
соответствии с программой), позволяющих в дальнейшем осваивать основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного
искусства;
6. выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии
с
программными
требованиями
учебной
информации,
приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою
индивидуальную домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля
за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему
труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и
обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному

мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее
эффективных способов достижения результата;
7. формирование у обучающихся комплекса профессиональных компетенций,
необходимых для реализации дальнейшей профессиональной деятельности.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
- творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся;
- выявление и продвижение одаренных детей в области изобразительного
искусства в раннем детском возрасте;
- создание комфортных условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей; создание основы для
приобретения ими опыта художественной практики;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных
работ, позволяющих создавать художественный образ на основе решения
технических и творческих задач, преодолевать технические трудности при
реализации художественного замысла, навыков анализа цветового строя
произведений живописи, навыков работы с подготовительными материалами:
этюдами, набросками, эскизами;
- создание теоретико-практической основы для приобретения учащимися знания
основных этапов развития изобразительного искусства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности (фестивальной,
выставочной, конкурсной);
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира (в том
числе с включением регионального компонента);
- формирование навыков самостоятельной работы по знакомству, изучению и
постижению изобразительного искусства;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения,
реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства.
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись» для детей,
поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти
до двенадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение
образовательной программы основного общего образования или среднего
(полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один
год (6 лет).
МБУДО ДШИ № 6 города Сочи в соответствии с Федеральными
государственными требованиями, имеет право реализовывать программу
«Живопись» в сокращенные сроки, а также с ориентацией на повышенный
уровень освоения программы и по индивидуальным учебным планам,
учитывающим соблюдение Федеральных государственных требований.

Порядок приема учащихся 1 в МБУДО ДШИ № 6 города Сочи на обучение по
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области изобразительного искусства «Живопись» осуществляется с целью
выявления творческих способностей поступающих и (или) физических данных,
необходимых для освоения соответствующих образовательных программ в
области искусств.
Существует следующий порядок приема учащихся для обучения по
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в
области изобразительного искусства:
-родители (законные представители) поступающего ребенка подают заявление на
имя директора Школы, предоставляют копию свидетельства о рождении ребенка,
копию документа, удостоверяющего личность подающего заявление родителя
(законного представителя) ребенка;
-родители (законные представители) поступающего ребенка знакомятся с
Уставом, локальными актами Школы, условиями поступления и правилами
отбора детей, другой информацией, связанной с приемом детей, размещенной
Школой на своем информационном стенде и официальном сайте;
-отбор детей проводится по конкретной образовательной программе в формах,
устанавливаемых образовательным учреждением самостоятельно с учетом ФГТ
(прослушивания, просмотры, показы, устные ответы и др.);
-для организации проведения отбора детей приказом директора Школы
формируется комиссия (комиссии) по отбору детей из числа преподавателей
школы.
Отбор детей на дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную
программу в области изобразительного искусства «Живопись» проводится в
форме творческих заданий, позволяющих определить наличие изобразительных
способностей - ритма, зрительной памяти. Дополнительно (по собственному
желанию) поступающий может предоставить самостоятельно подготовленные
композиции.
Зачисление детей в МБУДО ДШИ № 6 города Сочи осуществляется по
результатам их отбора. Порядок и сроки проведения отбора детей
устанавливаются школой самостоятельно.
Освоение
обучающимися
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись», разработанной на основании Федеральных государственных
требований, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой
МБУДО ДШИ № 6 города Сочи. Выполнение Федеральных государственных
требований по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области изобразительного искусства «Живопись» является основой
для оценки качества образования.
Требования к минимуму содержания дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области
изобразительного искусства «Живопись». Планируемые результаты
освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной
Порядок приема учащихся в МБУДО ДШИ № 6 города Сочи разработан в соответствии с Уставом
МБУДО ДШИ № 6 города Сочи о порядке приема учащихся.
1

общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись»
Реализация минимума содержания дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» обеспечивает формирование и развитие общекультурных и
профессиональных компетенций учащихся.
В результате освоения программы происходит целостное художественноэстетическое развитие личности (общекультурные компетенции) и приобретение
ею в процессе освоения образовательной программы художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков (профессиональные
компетенции).
Планируемым результатом освоения дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» является качественное и прочное приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях обязательной
части2:
в области художественного творчества обучающийся должен:
- знать терминологию изобразительного искусства;
- уметь грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты)
окружающего мира;
- уметь самостоятельно создавать художественный образ на основе решения
технических и творческих задач;
- уметь самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации
художественного замысла;
- обладать навыками анализа цветового строя произведений живописи;
- обладать навыками работы с подготовительными материалами: этюдами,
набросками, эскизами;
- обладать навыками передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов,
передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они
расположены;
обладать навыками подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий обучающийся должен:
- обладать знаниями об объектах живой природы;
- знать особенности работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
- знать способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно
меняющейся натуры, законы линейной и воздушной перспективы, равновесия,
плановости;
- уметь изображать окружающую действительность
в области истории искусств обучающийся должен:
- знать основные этапы развития изобразительного искусства;
- уметь использовать полученные теоретические знания в художественной
деятельности;
- обладать навыками восприятия и анализа художественных произведений
различных стилей и жанров, созданных в различные исторические периоды.
2

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

В дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в
области изобразительного искусства «Живопись» входят следующие учебные
предметы:
Учебные предметы обязательной части ПО.01. «Художественное
творчество»:
- рисунок;
- живопись;
- композиция станковая.
Учебные предметы обязательной части ПО.02. «История искусств»:
- беседы об искусстве;
- история изобразительного искусства.
В результате освоения программы «Живопись» по учебным предметам
обязательной
части
учащиеся
должны
демонстрировать
следующие
профессиональные компетенции:
Рисунок:
- знание понятий: «пропорции», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использования приёмов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их
эмоционального состояния;
- обладать навыками владения линией, штрихом, пятном;
- обладать навыками в выполнении линейного и живописного рисунка;
- обладать навыками передачи фактуры и материала предмета;
- обладать навыками передачи пространства средствами штриха и светотени;
Живопись:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- обладание навыками в использовании основных средств и материалов;
- обладание навыками последовательного ведения живописной работы.
Композиция станковая:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции –
ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в
композиционных работах;

- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные
возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой
задачи;
- обладание навыками работы по композиции.
Беседы об искусстве:
- наличие сформированного комплекса первоначальных знаний об искусстве, его
видах и жанрах, направленное на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сфере искусства;
- знание особенностей языка различных видов искусства;
- обладание навыками восприятия художественного образа.
История изобразительного искусства:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- наличие первичных знаний о роли и значении изобразительного искусства в
системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западноевропейском и русском
изобразительном искусстве;
- наличие сформированного комплекса знаний об изобразительном искусстве,
направленное на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере
изобразительного искусства;
- умение выделять основные черты художественного стиля;
- умение выделять средства выразительности, которыми пользуется художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
художника;
- обладание навыками анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр
- знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях её
восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры,
законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
умение передавать настроение, состояние в колористическом решении
пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись,
композиция;
умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- обладание навыками восприятия натуры в естественной природной среде;
- обладание навыками передачи световоздушной перспективы;
- обладание навыками техники работы над жанровым эскизом с подробной
проработкой деталей.
При реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись» со сроком
обучения 5 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части

составляет 1778,5 часов, в том числе по предметным областям и учебным
предметам:
ПО.01. Художественное творчество: УП.01. Живопись - 495 часов, УП.02.
Рисунок - 561 час, УП.03. Композиция станковая - 363 часа.
ПО.02. История искусств: УП.01. Беседы об искусстве - 49,5 часа, УП.02. История
изобразительного искусства - 198 часов. ПО.03. Пленэрные занятия: УП.01.
Пленэр – 112 часов.
В дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в
области изобразительного искусства «Живопись» могут входить учебные
предметы вариативной части (В.00. «Вариативная часть»), дающие
возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся,
определяемой содержанием обязательной части образовательной программы,
получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Предметы
вариативной части: В.01.УП.01 «Композиция прикладная». Учебные предметы
вариативной части определяются МБУДО ДШИ № 6 города Сочи
самостоятельно. Учебные предметы вариативной части могут быть выбраны
МБУДО ДШИ № 6 города Сочи в соответствии с предложенным примерным
учебным
планом
по
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного
искусства
«Живопись» (сборник материалов для ДШИ «О реализации дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств»
(Авт.-сост. А.О. Аракелова. – Москва: Минкультуры России, 2012. - Ч.1. – 118 с.),
а также могут быть определены самостоятельно.
Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды
учебного года, в том числе - 1 неделю в июне месяце. Объём учебного времени,
отводимого на занятия пленэром – 1-4 классы – по 28 часов в год.
При формировании вариативной части, а также введении в данный раздел
индивидуальных занятий учитываются исторические, национальные и
региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а
также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда
педагогических работников.
Объем времени вариативной части, предусматриваемый на занятия
обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов
от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного
на аудиторные занятия.
При изучении учебных предметов обязательной и вариативной частей
предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических
традиций и методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в
неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного
плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного
учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты
и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурнопросветительских мероприятиях школы).

Также
учебный
план
по
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области изобразительного искусства
«Живопись» содержит разделы: консультации, промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению МБУДО ДШИ № 6 города Сочи. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 90 часов при
реализации образовательной программы со сроком обучения 5 лет. Резерв
учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В
случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени
используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу
преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания
промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения
самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Реализация минимума содержания дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» предусматривает проведение учебных занятий в различных формах и
форматах образовательной деятельности.
Изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций
осуществляется как в форме индивидуальных занятий, так и в форме
мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек) и групповых занятий
(численностью от 11 человек).
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и
приступившие
к
освоению
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» со второго по четвёртые классы включительно, имеют право на
освоение программы «Живопись» по индивидуальному учебному плану. В
выпускные классы (пятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
Учебный план «Живопись»
Наименованис предмета
Рисунок
Живопись
Станковая композиция
Беседы об искусстве

1 кл

Вариативная часть
Композиция прикладная
Вcero часов в неделю:

3 кл

4 кл

5 кл

3
3

3
3

3
3

4
3

4
3

2
1,5

2

2

2

3

1,5

1,5

1,5

1,5

Х

Х

Х

Х

-

2
11,5

2
11,5

2
11,5

2
12,5

2
13,5

История изобразительного искусства
Пленэр

2 кл

Программы учебных предметов разработаны на основе и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в oбласти изобразительного искусства
«Живопись», а также с учетом многолетнего педагогического опыта
преподавателей ДШИ № 6

График образовательного процесса
Продолжительность учебного года с первого по четвертые классы – 40 недель. В
пятом классе – 39 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по
пятые классы составляет 33 недели. С первого по пятые классы в течение
учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние
каникулы устанавливаются с первого по четвёртые классы – 12 недель. Осенние,
зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации
основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
Пpи реализации ДПП продолжительность учебных занятий, pавнaя одному
академическому часу, составляет 40 минут с 10 минутным перерывом между
каждым занятием.
Перечень программ учебных предметов по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись»
Программы учебных предметов обязательной части ПО.01. «Художественное
творчество»:
1. Программа учебного предмета «Рисунок»
2. Программа учебного предмета «Живопись»
3. Программа учебного предмета «Композиция станковая»
Программы учебных предметов обязательной части ПО.02. «История искусств»:
1. Программа учебного предмета «Беседы об искусстве»
2. Программа учебного предмета «История изобразительного искусства»
Программы учебных предметов обязательной части ПО.03. «Пленэрные занятия»:
1. Программа учебного предмета «Пленэр».
Программы учебных предметов вариативной части В.00. «Вариативная часть»:
1. Программа учебного предмета «Композиция прикладная»
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения обучающимися дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись»
Оценка
качества
реализации
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут быть использованы
контрольные работы, устные опросы (как индивидуальные, так и фронтальные),

письменные работы, тестирование, викторины, просмотры учебно-творческих
работ, творческие формы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающихся по окончании полугодий учебного года. По каждому учебному
предмету выставляются оценки. По решению образовательного учреждения
оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и
по окончании четверти.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов
и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде
письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на
завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании школы.
Содержание
промежуточной аттестации и условия
ее
проведения
разрабатываются школой самостоятельно на основании федеральных
государственных требований. Школой разрабатываются критерии оценок
промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для
аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются школой самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями
федеральных государственных требований, соответствовать целям и задачам
программы «Живопись» и её учебному плану. Фонды оценочных средств
призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний,
умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению
профессионального образования в области изобразительного искусства.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются
школой на основании федеральных государственных требований.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по предметам:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Оценка «отлично» ставится при прекрасном демонстрировании приобретенных
знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по всем учебным
предметам.
Оценка «хорошо» выставляется при хорошем, достаточном уровне
демонстрирования приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных
областях, по всем учебным предметам.

Оценка «удовлетворительно» ставится при слабом, но достаточно
удовлетворительном демонстрировании приобретенных знаний, умений и
навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если учащийся отказывается отвечать
на вопросы, или дает неудовлетворительный ответ, показывающий незнание
материала, демонстрирует очень слабый уровень приобретенных знаний, умений
и навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам.
Требования к выпускным экзаменам определяются школой самостоятельно.
Школой разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с
федеральными государственными требованиями.
Итоговая аттестация учащихся дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» представляет собой форму контроля (оценки) освоения
выпускниками дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных
программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными
требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям
реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том
числе:
 Знание основных художественных школ, исторических периодов
развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими
видами искусств;
 знание профессиональной терминологии,
основных мастеров
изобразительного искусства;
 знание закономерностей построения художественной формы и
особенностей её восприятия и воплощения;
 умение использовать средства живописи и рисунка, их
изобразительно-выразительных возможностей;
 обладать широким кругозором в области изобразительного искусства
и культуры.
Программа творческой, методической и культурно-просветительской
деятельности
Организация творческой деятельности учащихся по дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
изобразительного искусства «Живопись» осуществляется путем проведения
различного рода творческих мероприятий. Программа творческой деятельности
учащихся включает в себя:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, районного, городского,
областного, регионального, всероссийского и международного);
- участие в творческих коллективах школы.
Организация методической деятельности учащихся направлена на формирование
навыков работы с научно-методической литературой, эпистолярными
источниками и библиотечными архивами. Методическая деятельность также
включает в себя написание рецензий на посещение культурного (творческого)

мероприятия, концерта, выставки, мастер-класса. Кроме этого, в программу
методической деятельности входит участие учащихся в семинарах, мастерклассах, форумах, конференциях в различных формах (в качестве докладчика, в
качестве слушателя, форма тезисов, с иллюстративным материалом).
Культурно-просветительская деятельность учащихся осуществляется через
участие в фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих вечерах, через
посещения учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных и
концертных залов, театров, музеев и др.), а также организацию культурнопросветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств
и образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего
профессионального образования, реализующими основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства и другими
социальными партнерами.
Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись»
Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области изобразительного искусства
«Живопись» представляют собой систему требований к учебно-методическим,
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации
программы «Живопись» с целью достижения планируемых результатов освоения
данной образовательной программы.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности,
открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных
представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития,
эстетического воспитания и художественного становления личности школа
создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую
возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;
- организации творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов,
олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и
др.);
- организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций
(филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно
с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам
искусств, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального
образования, реализующими основные профессиональные образовательные
программы в области изобразительного искусства;
- использования в образовательном процессе образовательных технологий,
основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере
культуры и искусства, а также современного развития изобразительного
искусства и образования;

- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
педагогических работников и родителей (законных представителей)
обучающихся;
- построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального
развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской
Федерации;
 эффективного управления образовательного учреждения.
Минимальное материально-техническое обеспечение 3
Для реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись» минимально
необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
- учебный класс. Оборудование учебного кабинета: учебная доска, столы и
стулья, необходимые для реализации программ мелкогрупповых учебных
предметов;
- выставочный зал;
- библиотеку;
- помещения для работы со специализированными материалами (кабинет
скульптуры, кабинет для занятий декоративно-прикладным творчеством,
Кабинет для занятий компьютерной графикой (он же - просмотровый видеозал),
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий;
- Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Рисунок», «Живопись» оснащаются натюрмортными столиками и гипсовыми
моделями.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов
«Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства» оснащаются
видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями,
стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
В школе создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта предметов натюрмортного фонда.
Технические средства: телевизор, наличие аудио и видеозаписей, звуко - видео
воспроизводящая аппаратура.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Живопись» обеспечивается
учебно-методической
документацией
по
всем
учебным
предметам.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть
использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими
учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской
деятельности школы, района, города, области, региона.
3

Материально-техническая база ОУ, согласно Федеральным государственным требованиям,
должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать
своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и
обеспечивается учебниками, учебно-методическими и периодическими
изданиями по изобразительному искусству, хрестоматиями, аудио- и
видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому
учебному предмету.
Рекомендуемые учебные издания – альбомы произведений, монографии о
творчестве художников. Художественный материал по программе, словари и
энциклопедии.
Реализация программы «Живопись» обеспечивается доступом каждого
обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей,
формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети
Интернет.
Библиотечный фонд школы укомплектовывается печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных
альбомов,
специальными
хрестоматийными
изданиями
в
объеме,
соответствующем требованиям программы «Живопись». Основной учебной
литературой по учебным предметам предметной области «История искусств»
обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра
на каждые 100 обучающихся.
Дополнительные источники: поисковые системы, сайты Интернета. Сайты
издательств.
Реализация
программы
«Живопись»
обеспечивается
педагогическими
работниками,
имеющими
среднее
профессиональное
или
высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого
учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное
образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе
преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее
профессиональное образование, может быть заменено преподавателями,
имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные
звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами,
имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в
соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых
32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение
консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических
работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурнопросветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных
образовательных программ.
Педагогические работники школы проходят не реже чем один раз в пять лет
профессиональную
переподготовку
или
повышение
квалификации.
Педагогические работники школы осуществляют творческую и методическую
работу.

Школа создает условия для взаимодействия с другими образовательными
учреждениями, реализующими образовательные программы в области
изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью
обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения
постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам
реализации программы «Живопись», использования передовых педагогических
технологий.
При реализации программы «Живопись» необходимо планировать работу с
учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:
занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью
изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведённое на работу с
живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени,
предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».