Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Аннотации к учебным предметам ДПОП «Хореографическое творчество» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее – программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (далее ФГТ), утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 158. Программа определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, систему и критерии оценки итоговой аттестации, и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки обучающихся. В процессе обучения по данной программе обеспечивается преемственность программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства, а также сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. Программа направлена на: • выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте; • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; • приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства; • приобретение детьми опыта творческой деятельности; • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства. Сроки реализации программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Школа имеет право реализовывать программу «Хореографическое творчество» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ. При приеме на обучение по программе «Хореографическое творчество» Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей, необходимых для освоения программы. Порядок приема и правила приема устанавливаются локальным актом школы. Перечень учебных предметов ОП «Хореографическое творчество», срок обучения 8 лет ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Предметная область «Музыкальное исполнительство» ПО.01.УП.01. ПО.01.УП.02. ПО.01.УП.03. ПО.01.УП.04. ПО.01.УП.05. ПО.01.УП.06. Танец Ритмика Гимнастика Классический танец Народно-сценический танец Подготовка концертных номеров Предметная область «Теория и история искусств» ПО.02.УП.01. ПО.02.УП.02. ПО.02.УП.03. В.01. В.03. Слушание музыки и музыкальная грамота Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) История хореографического искусства ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ Историко-бытовой танец История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства) Программы содержат следующие разделы: I. Пояснительная записка -Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; -Срок реализации учебного предмета; Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; Форма проведения учебных аудиторных занятий; Цель и задачи учебного предмета; Обоснование структуры программы учебного предмета; Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Распределение учебного материала по годам обучения; - Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок -Аттестация: цели, виды, форма, содержание; -Критерии оценки; -Контрольные требования на разных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса -Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы; -Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы -Учебная литература, -Учебно-методическая литература; -Методическая литература. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Танец» ПО.01.УП.01. Цель: учебного предмета «Танец»: формирование у обучающихся основных двигательных умений и навыков, необходимых для занятий классическим, народно-сценическим и историко-бытовым танцем, а также развитие творческих способностей детей. Задачи: развитие мышечной выразительности тела, формирование фигуры и осанки, укрепление здоровья; формирование выразительных движенческих навыков, умения легко и координировано танцевать, ориентироваться в ограниченном сценическом пространстве; развитие общей музыкальности; коррекция эмоционально-психического состояния; формирование конструктивного межличностного общения; коммуникативной культуры; формирование личностных качеств: силы, выносливости, смелости, воли, ловкости, трудолюбия, упорства и целеустремленности; развитие творческих способностей детей; формирование активного познания окружающего мира – развитие познавательных процессов; воспитание интереса к национальной танцевальной культуре, а также толерантного отношения к танцевальной культуре других народов. Форма занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Срок освоения –2 года. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Результат освоения программы (знания, умения, навыки): Знать: основные элементы классического, народного танца; исполнять простые танцевальные этюды и танцы; ориентироваться на сценической площадке; самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ, различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных; Уметь владеть навыками: перестраивания из одной фигуры в другую; владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы; комбинирования движений; ансамблевого исполнения, сценической практики. воспроизводить метроритмический узор народной музыки средствами народно-сценического танца и элементарных хореографических средств; освоения пространства репетиционного и сценического зала, линейное, круговое построение, основные фигуры-рисунки танца, положения в парах и в массовых коллективных номерах; определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей; использовать сюжетные и драматургические элементы в инсценировках песен, хороводов; использования самостоятельности, силы воли, развивать их; осознавать значение результатов своего творческого поиска. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Ритмика» ПО.01.УП.02. Цели: развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры. Выявление одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования. Задачи: овладение основами музыкальной грамоты; формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями; воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности; силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации; развитие темпо-ритмической и хореографической памяти учащихся; формирование умений соотносить движения с музыкой, обучение достижению слитности характера музыки и движения; развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности; овладение основными хореографическими терминами и понятиями; воспитание интереса к искусству хореографии; приобщение к здоровому образу жизни. Форма занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Срок освоения – 2 года. Результат освоения программы (знания, умения, навыки): иметь представление о темпах и динамике музыкальных произведений, уметь их определять и отражать в движениях; знать понятия: вступление, начало и конец предложения, уметь своевременно начинать движение по окончании вступления; знать понятия: «сильной» и «слабой» доли в такте и уметь выделить их соответствующими движениями; знать понятие метра и ритма; иметь навыки воспроизведения простейших ритмических рисунков с помощью хлопков в ладоши и притопов ног; различать жанры в музыке: песня, танец, марш; иметь представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами; знать понятие лада в музыке (мажор, минор) и уметь отражать ладовую окраску в художественных образах; знать понятие простых музыкальных размеров 2/4, ¾, 4/4; уметь определять их на слух; уметь координировать движения рук, ног, головы, корпуса, при ходьбе, беге, галопе и т.д.; иметь навыки исполнения танцевальных движений в различных ракурсах и рисунках танца, уметь перестраиваться из одной фигуры в другую; уметь ориентироваться на площадке танцевального зала и на сценической площадке; знать названия общеразвивающих упражнений, простых танцевальных шагов и ходов, а также уметь их правильно исполнять; владеть различными танцевальными движениями и иметь навыки их комбинирования; иметь навыки ансамблевого исполнения; уметь самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; иметь навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально-танцевальными упражнениями; хорошо владеть движениями с платком, мячом, лентой и т.д.; уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Гимнастика» ПО.01.УП.03. Цель: обучение и овладение учащимися специальными знаниями и навыками двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, и способствующими успешному освоению технически сложных движений. Задачи: овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела; обучение приемам правильного дыхания; обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка; обогащение словарного запаса учащихся в области специальных знаний; формирование у детей привычки к сознательному изучению движений и освоению знаний, необходимых для дальнейшей работы; развитие способности к анализу двигательной активности и координации своего организма; развитие темповоритмической памяти учащихся; воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности; воспитание важнейших психо физических качеств двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности; силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации. Форма занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), срок освоения программы составляет 2 года. Результат освоения программы (знания, умения, навыки): знание анатомического строения тела; знание приемов правильного дыхания; знание правил безопасности при выполнении физических упражнений; знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни; умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма; умение сознательно управлять своим телом; умение распределять движения во времени и в пространстве; владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса; навыки координаций движений. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Классический танец» ПО.01.УП.04. Цели: развитие танцевально-исполнительских и художественноэстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства. Задачи: развитие интереса к классическому танцу и хореографическому творчеству; овладение учащимися основными исполнительскими навыками классического танца, позволяющими грамотно исполнять музыкальные композиции, как соло, так и в ансамбле; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности; освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения классическим танцем в пределах программы; стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности в ансамбле; развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно-танцевальных способностей, артистизма; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений; формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства. Форма занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), занятия с мальчиками - от 3-х человек, срок освоения – 6 лет (3-8 класс) Результат освоения программы (знания, умения, навыки): знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; знание балетной терминологии; знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; знание средств создания образа в хореографии; знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара; умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца; умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения; умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; навыки музыкально-пластического интонирования; навыки сохранения и поддержки собственной физической формы; навыки публичных выступлений. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Народно-сценический танец» ПО.01.УП.05. Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественноэстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народносценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства. Задачи: обучение основам народного танца, развитие танцевальной координации; обучение виртуозности исполнения; обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности танцевальной практике; развитие физической выносливости; развитие умения танцевать в группе; развитие сценического артистизма; воспитание дисциплинированности; формирование волевых качеств. Форма занятий: мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек. Срок освоения – 5 лет (4-8 класс). Результат освоения программы (знания, умения, навыки): знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; знание балетной терминологии; знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца; знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; знание средств создания образа в хореографии; знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара; умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках; умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев; умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца; умение понимать и исполнять указания преподавателя; умение запоминать и воспроизводить «текст» народно-сценических танцев; навыки музыкально-пластического интонирования; знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и народов мира; знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народно сценического танца в соответствии с учебной программой; владение техникой исполнения программных движений как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике; использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества; знание основных анатомо-физиологических особенностей человека; применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Постановка концертных номеров» ПО.01.УП.06. Цель: Развитие танцевально-исполнительских способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений и навыков, полученных в период обучения предметам предметной области «Хореографическое исполнительство», выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства. Задачи: развитие художественно-эстетического вкуса; умение передавать стилевые и жанровые особенности; развитие чувства ансамбля; развитие артистизма; умение правильно распределить сценическую площадку, сохраняя рисунок танца; приобретение опыта публичных выступлений. Форма занятий: мелкогрупповая (от 2-х человек). Срок освоения – 8 лет. Результат освоения программы (знания, умения, навыки): умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя; умение работы в танцевальном коллективе; умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения; умение понимать и исполнять указание преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции, навыки участия в репетиционной работе. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Слушание музыки и музыкальная грамота» ПО.02.УП.01. Цель: воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Задачи: обучение основам музыкальной грамоты; развитие у обучающихся навыков восприятия музыкальных произведений; формирование образного мышления, необходимого для развития творческой личности; создание необходимой теоретической базы для понимания обучающимися связи музыкального и хореографического искусства; формирование целостного представления об исторических путях развития народной музыкальной культуры в песенном и танцевальном жанрах; формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; эстетическое воспитание учащихся средствами музыкального и хореографического искусства. Форма занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Срок освоения – 4 года. Результат освоения программы (знания, умения, навыки): знание специфики музыки как вида искусства; знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства; знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения); умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства; умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов; умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» ПО.02.УП.02. Цели: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов. Задачи: формирование интереса к классической музыке и музыкальной культуре в целом; умение воспринимать музыкальные произведения различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах; овладение навыками восприятия элементов музыкального языка и принципов формообразования; знание специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров; знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве; знание традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорных истоков музыки; знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; знание основных музыкальных терминов; формирование умения характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений. Форма занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Срок освоения –2 года. Результат освоения программы (знания, умения, навыки): грамотно и связно рассказывать о том или ином сочинении или историческом событии; знать специальную терминологию; ориентироваться в биографии композитора; представлять исторический контекст событий, изложенных в биографиях композиторов; определить на слух тематический материал пройденных произведений; знать основные стилевые направления в культуре и определять их характерные черты; знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «История хореографического искусства» ПО.03.УП.03. Цель: художественно-эстетическое развитие личности обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а так же выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Задачи: формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра; формирование представления о значении хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры; ознакомление обучающихся с хореографией как видом искусства; изучение истоков танцевального искусства и его эволюции; знакомство с особенностями хореографического искусства различных культурных эпох; изучение этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства; ознакомление с образцами классического наследия балетного репертуара; овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета; формирование представления о художественных средствах создания образа в хореографии; систематизация информации о творчестве крупнейших балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства; формирование знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; формирование первичных аналитических навыков по восприятию произведений хореографического искусства; формирование умения работать с учебным материалом; формирование навыков диалогического мышления; овладение навыками написания докладов, рефератов. Форма занятий: мелкогрупповые (4-10 учеников), срок освоения –2 года. Результат освоения программы (знания, умения, навыки): знание балетной терминологии; знание средств создания образа в хореографии; знание образцов классического наследия балетного репертуара; знание основных этапов развития хореографического искусства; знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох; знание образцов классического наследия балетного репертуара; знание основных этапов развития хореографического искусства; знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений; знание имен выдающихся представителей и творческого наследия русского и советского балета; знание основных этапов становления и развития русского балета; умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов; развитие балетного искусства России конца XX столетия; знание имен выдающихся представителей балета и творческого наследия хореографического искусства конца XX столетия; представление о месте и роли фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства; знание основных отличительных особенностей западноевропейского балетного театра второй половины XX века. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Историко-бытовой танец» В.00.В.01. Цель: художественно-эстетическое развитие личности обучающихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области бального танца, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения. Задачи программы: научить грамотному и выразительному исполнению историко-бытовых танцев; гармонично развивать танцевальные музыкальнодвигательные способности обучающихся; развить художественный вкус, расширить художественные интересы обучающихся; развить основные двигательные качества: выносливость, быстроту, координацию движений, гибкость; развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников; сформировать общую культуру личности обучающегося; сформировать такие качества как: внимание, собранность, работоспособность, ответственность, чувство коллективизма, уважение к другим. Форма занятий: мелкогрупповые (4-10 учеников), срок освоения – 5 лет (4-8 класс). Результат освоения программы (знания, умения, навыки): Знание истории развития изучаемых танцев; знание основ музыкальноритмических особенностей танцевальной программы; знание приемов физической подготовки; знание принципов танцевальных передвижений; знание основных фигур изучаемых танцев на каждом этапе обучения; знание принципов взаимодействия партнеров; знание правила перемещения на танцевальной площадке; умение исполнять все освоенные фигуры изучаемых танцев; умение запоминать изменение рисунка; умение согласовывать свои движения с музыкой; умение строить танцевальные композиции из заданных фигур; умение отразить в своем выступлении характер танца; умение анализировать выступления других танцевальных пар; умение строить гармоничные отношения в паре, коллективе; навыки музыкально-пластического интонирования; навыки сохранения и поддержки собственной физической формы; навыки публичных выступлений; Освоение обучающимися программы «Хореографическое творчество» завершается итоговой аттестацией обучающихся. Порядок и формы проведения итоговой аттестации устанавливаются локальным актом школы в соответствии с ФГТ. Обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенное печатью Школы свидетельство об освоении дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры РФ.