Традиционные тряпичные куклы народный календарь Клигман Е.В.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
муниципального образования городской округ город-курорт Сочи
Краснодарского края «Детская школа искусств № 6»

МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6»

Методическая
разработка
«Традиционные тряпичные

куклы: народный календарь
(зимний цикл)»
Разработчик: преподаватель
изобразительного искусства
МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6»
Клигман Е.В.

Сочи – 2022г.

Методическая разработка "Традиционные тряпичные куклы:
народный календарь (зимний цикл)"

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. История традиционной тряпичной куклы и её предназначение.
1.1. Культурные традиции, связанные с тряпичными куклами.
1.2. Народный календарь (зимний цикл). Изготовление кукол-маслениц.
Глава 2. Интеграция народного творчества с среду мироощущения ребенка
через дополнительное образование.
2.1. Куклы в народном творчестве.
2.2. Восприятие ребенка к изделию-тряпичная кукла.
Заключение
Литература
Приложения

Методическая разработка "Традиционные тряпичные куклы:
народный календарь (зимний цикл)"
Введение
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их
помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать
накопленный трудовой опыт.
Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки
всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних
времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья
и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для
взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла,
выполненная своими руками, может служить сувениром и подароком к
празднику.
Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак или
же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и
усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что
игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с
ребенком. Важную роль отводили кукле – она была символом продолжения
рода, и игры в куклы особенно поощрялись.
Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их
самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству.
Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и
праздников.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ
века была тряпичная кукла. В игре ребенок приобщался к культуре своего
народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага,
мастерицы.
Тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет. С большим старанием
куклу «рядили», зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки.
Кукле пришивали косу. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой».
«Безликость» – следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку
боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом»
обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась
предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в
корзинах, коробах, запирали в ларчики, брали на жатву и на посиделки. Кукол
разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть

«молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с
14 лет.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные
обряды. Чаще всего свадьбы – особо впечатляющий, торжественный и
красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно,
сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры
взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому
неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных
русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые,
обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по
способу изготовления – на сшивную и несшивную (закрутку).
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
 сам процесс изготовления приносит радость;
 работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
 при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что
связано с развитием мышления, происходит массаж рук;
 изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать,
разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;
 застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой
себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Сейчас в России наблюдается подъём интереса к народной культуре. По всей
России проводятся фестивали, семинары, выставки, посвященные народному
творчеству. Старшее поколение пытается сохранить те крупицы народного
богатства, которые ещё остались, чтобы передать их в будущее. Нужно, чтобы
сегодняшние школьники не просто узнали (получили информацию), но и
восприняли, присвоили и полюбили свою культуру. Как это не печально, но
на сегодняшний день, культура народа чужда и неизвестна большинству
народа. К сожалению, современные дети зачастую даже не подозревают,
насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир
традиционной русской культуры.
В последнее время много говорят о проблеме толерантности. Толерантность это терпимость, уважение к людям других национальностей, к их
самобытности и культуре. Но как можно уважать чужую культуру, не зная
свою? Зная своё, понимаешь и оцениваешь по достоинству чужое. Поскольку
сегодня остро встаёт вопрос о возрождении и развитии духовной культуры
общества, образовательная система не должна оставаться в стороне от этого
процесса. Школьная программа не может заменить или компенсировать

практические занятия, «желания творить и создавать». В этой сфере
деятельности имеет преимущества дополнительное образование детей.
Большой потенциал и перспективы развития, задача любого курса, связанного
с изучением народной культуры в приобщении. Важно, чтобы дети присвоили
культуру себе. Здесь на первый план выступает проблема мотивации.
Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для
мотивации обучающихся. Поэтому, целесообразно начинать знакомство с
народной культурой с занятий декоративно-прикладным творчеством. Детям
младшего школьного возраста очень нравится изготавливать традиционные
русские народные куклы. Главная «зацепка», инструмент мотивации - это
получить «вещичку», сделанную своими руками. Куклы-закрутки создаются
сравнительно быстро, у них простая технология.
Традиционные русские народные куклы, предоставляют большой простор для
фантазии и выбора. На основе традиции можно работать с разными
материалами, а также модернизировать и создавать новые образы.
При соприкосновении с традицией, в прикладной деятельности неизбежно
появляется культурологический аспект. Занятия детей приобретают иное
качественное наполнение, появляется познавательная функция. Через это и
происходит введение детей в народную культуру, способствующую
эстетическому развитию.
Само изделие как продукт, результат деятельности, обладает важными
свойствами. Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как
это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что
раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка
вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой
ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать
лучшего.
При творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается
индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то,
что нельзя купить; то, чего нет ни у кого, кроме нас. В каждом изделии
частичка детской души, выражение индивидуальности, творчества.
Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и
стремления культуры к упрощению потребностей человека. Для подростка это
важно в период идентификации, самоопределения.
Овладев дополнительными способностями, он получает опору во внешней
среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Кроме
того, занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры,
может повлиять на самоопределение ребёнка в будущем. Это может перерасти
в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно.

Приобщение к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу
прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и лёгкая
доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда,
бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров можно
только через свой собственный труд.
Организация свободного времени ребёнка, занятость важным делом в глазах
сверстников, родителей и педагогов, творческая успешность, самореализация
способствуют формированию положительного социального поведения
кружковцев. При этом решается ряд задач:
- воспитание семейных ценностей и взаимоотношений (совместные работы
для номинации «сотворчество мамы и ребёнка», изготовление детьми
подарков членам семьи). А также создание композиций «семеек» из кукол и
игрушек-зверушек.
- духовное воспитание (тематические композиции к Рождеству и Пасхе).
- патриотическое воспитание (композиции на военную тему);
- экологическое воспитание при создании поделок с применением
натуральных материалов (ткань, пряжа, лыко, палочки), изготовление игрушек
из бывших в употреблении вещей, давая материалу «вторую жизнь»;
- здоровьесберегающее развитие (активная деятельность пальцами рук,
развитие мелкой моторики, ловкости, координации и точности действий);
- воспитание положительного социального поведения и самореализация
обучающихся посредством участия в творческих конкурсах, выставках и
других мероприятиях;
- способствование выявлению личностных интересов и развитию
профессиональной ориентации;
- эстетическое воспитание и развитие художественного вкуса, умения ценить
прекрасное;
- культурологическое воспитание через изучение традиций казачества и
русского народа;
- опыт коллективных творческих дел - сотрудничество с объединениями
отдела, с мунициполитетом, с семьями учащихся.
Занятия по традиционным русским народным куклам способствуют развитию
нравственных
качеств
(самостоятельность,
ответственность,
целеустремлённость, дисциплинированность, уважение к прошлому нашей
страны, старшему поколению). А также социально важных навыков
взаимодействия: коллективное сотрудничество, взаимопомощь, выполнение
общественно значимых проектов, умение представить свою работу другим
людям.

Цель и задачи: развитие творческих способностей и индивидуальных
дарований детей средствами декоративно - прикладного искусства,
формирование у них нравственно- личностных качеств, эстетического
воспитания,
высокой
коммуникативной
культуры,
дальнейшей
профориентации; формирование у детей устойчивого интереса к
художественно - творческой деятельности; обучение умению использовать
мягкий материал, придавая ему смысловую форму; воспитание аккуратности,
усидчивости в работе, стремления доводить начатое дело до конца, умения
работать в коллективе; развитие фантазии, ассоциативного, образного и
логического мышления, художественного вкуса, и эмоционально.
Актуальность: Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному
творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту
мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого,
и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей
с традициями и культурой нашего края. Достижение положительных
результатов в этой работе возможно, когда педагог использует разнообразные
формы и методы работы с детьми. Особенно эффективна организация работы
в форме совместной деятельности, когда в непринужденной обстановке дети
узнают новое о своих предках, прикасаются к их культуре и быту.
Глава 1. История традиционной тряпичной куклы и её предназначение.
Тряпичные крестьянские куклы, так же как и глиняные игрушки, произошли
от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества,
культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной
куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Сама ткань –
результат одного из самых значимых женских занятий – считалась священной,
обладающей защитными функциями. Устойчивые признаки тряпичных кукол
у разных народов передавались из поколения в поколение в течение
длительного времени: простая конструкция, созданная без употребления иглы,
безликость, ярко выраженные женские признаки (наличие груди, длинной
косы) или женские детали костюма. Кукла без лица считалась предметом
неодушевленным, недоступным для вселения в нее злых сил. Кукол стали
наделять рисованным или вышитым лицом только к концу XIX века, под
влиянием городской игрушки, важной деталью куклы была грудь –
напоминание о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукол наряжали
в национальный костюм, это был знак принадлежности к культу предков,
поклонение. Кукла становилась оберегом. Ее клали в колыбель девочке,
мальчику – лук со стрелой. В России мастера создавали куклы для своей семьи,

а потом для продажи. Игрушек у крестьянских детей было мало, выполняли
их из того, что было под рукой.
1.1 Культурные традиции, связанные с тряпичными куклами.
Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному
крестьянскому труду. Самостоятельно создавая игрушку, дети учились
работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю
фантазии. Играя с самодельными куклами девочки учились прясть, шить,
вышивать. С 5-ти лет они сами их изготавливали. С куклами играли до 8-ми
лет все, как девочки, так и мальчики. Кукол берегли, передавали по
наследству. Молодухе после свадьбы разрешалось играть в куклы. Играя с
куклами, изображали все деревенские праздники, особенно свадьбу.
Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение
женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в
строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он
отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так
воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла
считалась лучшим подарком.
Много кукол, которые выполняли функцию оберегов. Куклу или ребенка
давали невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Невесте давали
коробку, в которой было много маленьких коробок, а на самом дне лежала
кукла. Красота русской девушки материализовалась в кукле: белолица, с
пышной грудью, красиво одета.
Куклу-неразлучницу дарили молодоженам. Она выполнялась из красной ткани
и желтых ниток. “Коляда” – символ солнца и добрых отношений в семье.
Россия – огромная, многонациональная страна. Около 150 народов живут на
ее необъятных просторах. Сложные повороты истории соединили и сплотили
на огромной территории в единую общность огромное население, которое
зачастую называют одним собирательным именем – русские. С давних времен
за границами России повелось считать русскими всех, кто принял православие
и подчинился власти московских князей. По праву в ряд традиционных
русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего ее
народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории
Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и
обряды, многие из которых сходны с северно-русскими.
Вепсская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются
между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из них же

выдергивают нитки для путанки и связывания деталей куклы. В семье для
своих детей куклы выполняли из старых вещей. Это был ритуал кровной
близости. Считалось, что ношенная ткань хранила родовую силу и
воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол
чаще всего использовали подол рубахи и фартуков. Лоскут всегда рвали
руками. Кукла берет на себя сглаз и порчу, нездоровье, печаль, неудачу,
избавляя своего хозяина от невзгод жизни. Поэтому в конце года ее сжигали
вместе со своей негативной информацией, которую она взяла на себя.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к
крестинам, к дню ангела, к празднику, показывая родственную любовь и
заботу.
1.2 Народный календарь(зимний цикл).Изготовление кукол-маслениц.
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы,
глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным
внутреннего значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ
языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие
группы:


обрядовые;



куклы-обереги;



игровые.

Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы,
уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов. За семь недель до Пасхи
справлялась Масленица. В последний день Масленичной недели делали
чучело Масленицы и передавали его огню. Сожжение Масленицы является
отголоском языческой веры. Чучело Масленицы отождествляли со стихиями
зимы. С помощью этого обряда народ гнал зиму прочь и с нетерпением ожидал
весну.
Февраль начинается, масленицей славится.
28 февраля на Руси будем праздновать Масленицу.
Масленица – первая закличка весны. Это разгульное празднество,
посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встречи весны. Целую
неделю буйствует Масленица со своими блинами. Обрядовая пища – блины –
символ солнца.
Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени в
другое. Посредником между человеком и природой выступала

кукла. Кукла масленица была в человеческий рост, её закрепляли на
крестовине.
Так же изготавливалась кукла- масленица домашняя.
Из ткани или соломы её мастерили
И в доме на видном месте хранили.
Кукол никогда не изготавливали в молчании. Обычно читали заговор.
Изготовление домашней куклы-масленица идёт следующим образом:
1. Берем квадрат белой ткани, кладем небольшое количество ваты и
формируем голову. На месте предполагаемой шеи перевязываем
красной ниткой. Нитку обматываем, не завязывая.
2. Делаем ручки. Скручиваем прямоугольники белого цвета по диагонали.
Привязываем к телу, ручки вверх. Нитку обматываем, не завязывая.
3. Из лоскута цветной ткани в мелкий рисунок, таким же образом как
голову, делаем две груди. Нитку обматываем, не завязывая.
4. Груди привязываем к туловищу.
5. Берем треугольник из красной ткани, надеваем на голову косынку.
Красная нитка и ткань – символ жизни
Лицо кукле не рисовали. Считалось, что она приобретает душу и может
навредить. Куклы эти назывались оберегами и передавались по наследству.
Эту куклу хранили в красном углу или у входа в жилище целый год. Через год
сжигали или пускали по воде. Домашняя масленица символизирует крепкий
достаток и здоровое потомство молодой семьи, считается оберегом жилища и
выполняет желания хозяев. В тот день, когда приходили к теще на блины, эту
куклу выставляли в окнах.
Изготовление кукол относится к народному творчеству.
В современном мире народное творчество передается через образовательные
и культурно-досуговые организации.
2. Интеграция народного творчества с среду мироощущения ребенка через
дополнительное образование.
Востребованность традиционной куклы может быть весьма разнообразной.
Педагоги могут приобщить накопленные этнопедагогикой методы к своему
педагогическому опыту
Этнографов и историков привлекает возможность дополнить уже имеющиеся
факты новыми данными.
Литераторы, учителя технологии и ИЗО исследуют художественную
своеобразность куклы.
Организаторы включают знания о кукле в сценарии праздников.

Психологи разработали целое направление – куклотерапия. Человек – кукла –
человек.
Медицина: этнотерапия, в которой кукла занимает почетное место.
«Кукла – знак человека; кукла – способ познания жизни для тех, кто её создает
и для тех, кто с ней общается. Кукла – это произведение искусства».
Приобщение детей к вековым традициям своего народа естественный путь их
духовно – нравственного образования. Учитель, использующий систему
народных традиций как инструмент духовно-нравственного образования
детей, решает три важные задачи, стоящие перед каждым поколением
– сохранить связь поколений, нравственные устои и духовное здоровье
народа. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без
этого, как известно, не может быть будущего.
2.1. Декоративно-прикладное творчество является частью народного
искусства. Любовь к родному краю, знание его истории становятся той
благодатной почвой, на которой происходит рост духовной культуры ребёнка.
Занятия в школе искусств на уроках декоративно-прикладного творчества
позволяют познакомить детей с традиционными народными промыслами,
показать процесс создания изделий, воспитывают уважение и гордость за свой
народ.
Организация
учебного
процесса
в
школе
искусств
позволяет
совершенствовать ход развития, воспитания и обучения подрастающего
поколения. Именно поэтому занятия в школе искусств, строятся на принципах
тесного сотворчества педагога, воспитанников и родителей.
В основу данной разработки заложено духовно-нравственное и
художественно-эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста
через знакомство с народной игрушкой и овладением технологическими
приёмами её изготовления.
Одной из задач учебного процесса является развитие исследовательского
потенциала педагога и воспитанников. Представленная методическая
разработка предполагает инновационные формы организации занятий. В связи
с этим необходимым является проведение экскурсий в краевой музей,
мастерские народно-прикладного искусства, где происходит знакомство с
историей родного края и его традициями. Частыми гостями на занятиях
бывают родители, дедушки, бабушки, которым есть что рассказать, чему
научить. Их истинная любовь к истокам народного творчества благотворно
влияет на развитие творчества юных мастеров. На занятия приносятся
предметы, оставшиеся от прадедушек и прабабушек как крупицы истории
быта, рассказываются истории происхождения этих вещей. А что может быть

интереснее жизненного уклада, обычаев наших предков! Разнообразные
формы занятий, использование наглядного материала, создание атмосферы
исторического прошлого пробуждают у детей желание применить полученные
знания в создании различных сувениров, в том числе народных игрушек.
Традиционно-народная игрушка изготавливалась из того, что было под рукой:
глины, кусочков ткани, кожи, меха, кукурузных листьев, початков (поношей),
шерстяной пряжи.
Полюбив и изучив, народную игрушку, ребёнок лучше поймёт и оценит
творчество других народов, увидит то, что отличает их друг от друга.
Программы школы искусств даёт возможность воспитанникам изучить
культуру, традиции, быт других народов и, как результат, изготовить
народную игрушку.
В настоящее время отмечается период возрождения духовной культуры
народов России, формированию растущей личности. Это актуально, прежде
всего, потому что помогает оградить детей и подростков от дурного влияния
негативных явлений действительности, от далеко не лучших образцов
поведения людей, не соответствующих нравственно-этическим нормам.
Укрепляется уверенность в необходимости восстановления утраченных связей
современного человека с культурой своего народа и сохранения ее в детях.
2.2. Изначально кукла- это игрушка. Через игрушку идет восприятие мира у
детей, к пониманию данности бытия, происходят процессы воспитания и
обучения. По сей день игрушки играют важную роль в становлении личности,
духовного развития, навыков жизни. Игрушка, сделанная кем-то, интересна,
любопытна для познавания и изучения.
Игрушка, сделанная своими руками, ценна как опыт, как труд вложенный в
неё, как эмоции и смысл сопутствующий процессу. Готовая игрушка приносит
удовлетворение в процессе изготовления и в результате законченного изделия,
которая отвечает запросам автора, замысла, вложенного в изделие. Появляется
гордость за выполненную работу. Игрушка приобретает ценность и бережное
отношение. Психологический фактор, сопутствующий этому процессу, играет
положительное воздействие в становлении личности, в воспитательной
направленности, в восприятии окружающего мира.
Актуальность данной разработки в том, что она позволяет развивать
различные системы и методы занятий, объединить три основных задачи
обучения: техническую, художественную и духовную.

Заключение
Как отмечается в «Концепции национальной государственной политики
Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909),
формирование и распространение знаний об истории и культуре населяющих
Россию народов, сохранение их исторического наследия и развитие
национальной самобытности и традиций, обеспечение оптимальных условий
для их сохранения и развития, наряду с воспитанием уважения к
культуре других народов и мировым культурным ценностям служат
основными задачами национальной политики Российского государства.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не
нуждается в доказательствах. Именно на воспитание творческой активности,
без которой невозможно гармоническое развитие личности, направлены
повседневные усилия миллионов педагогов.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного
совершенствования системы воспитания. Практика преобразования
сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научнотеоретическое и психологическое знание закономерностей развития ребенка в
процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность
возникновения манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения
его подлинной человеческой природы.
На данный момент накоплен богатый теоретический и практический опыт
российских и зарубежных ученых и педагогов по выявлению роли этнической
культуры в развитии личности.
Исследования Т.И. Баклановой, Т.Я. Шпикаловой, Н М Сокольниковой, Л.А.
Рапацкой в области развития личности на основе русской традиционной
культуры стали концептуальной основой разработанных ими и их
последователями этнокультурных образовательных программ.
В работах Т.И. Баклановой особое внимание уделено теоретическому
обоснованию роли традиционной культуры в духовно-нравственном развитии,
самосовершенствовании и оздоровлении человека. Т.Я. Шпикалова и
Н.М.Сокольникова разработали научно-методические основы повышения
роли русского народного творчества для формирования у детей
национального самосознания и творческих способностей. Л.А.Рапацкая
внесла большой вклад в создание теоретических и методических основ
преподавания русской художественной культуры в школах и в вузах.
Наибольший интерес в этом плане имеет дошкольный возраст, так как
дошкольное детство является важным периодом в становлении личности.
Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности

закладываются в раннем детстве, потому важно как можно раньше начать
знакомить ребёнка с основными сферами культуры (труд, мораль, искусство и
т.д.). В этот уникальный период в жизни человека формируется и
осуществляется развитие личности. Именно поэтому родная культура, в том
числе и декоративно-прикладное искусство, как мать и отец, должны стать
неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Конечно, сложность заключается в том, что необходимо, учитывая возрастные
особенности детей дошкольного возраста, делать это в доступной, понятной и
интересной для них форме.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в
самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный
способ развития личности дошкольников. Каждого ребёнка нужно научить
правильно распоряжаться культурным наследием своего народа, владеть им
так, чтобы не разбазарить, не разменять на пустяки, а сохранить и
приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей
личности, в дальнейшем творческом созидании [2]. России нужно новое
поколение, воспитанное на традициях, которые являются гордостью нашего
народа и составляют духовную основу жизни человека.
Общеизвестно, что развитие личности ребёнка на культурных традициях
своего народа должно идти с рождения. Семья, как источник, хранитель и
передатчик нравственных ценностей, сейчас не всегда соответствует этому
назначению. Поэтому миссию воспитания и развития приняли на себя
дошкольные образовательные учреждения. Сила воздействия искусства на
психофизику ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том
случае, когда «мировой опыт», заложенный в искусстве, соприкоснется с
опытом ребенка. Как утверждает в своих работах Л.С. Выготский, и с этим
нельзя не согласиться, вероятность этой встречи не в последнюю очередь
определяет педагог, работающий с ребенком.
Занятия по традиционным русским народным куклам способствуют развитию
нравственных
качеств
(самостоятельность,
ответственность,
целеустремлённость, дисциплинированность, уважение к прошлому нашей
страны, старшему поколению). А также социально важных навыков
взаимодействия: коллективное сотрудничество, взаимопомощь, выполнение
общественно значимых проектов, умение представить свою работу другим
людям.

Литература
1. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Приметы, поверья, игры,
рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.
2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции,
технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
3. Демидова Н.Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. –
№8.
4. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные
народные куклы. Керамика / Авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград:
Учитель, 2009.
5. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебнометодическое пособие: В 2 ч. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.:
ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.
6. Дикова С.И. Шьём тряпичные куклы //Школа и производство. – 1995. –
№2. – С. 55-57.
7. Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с солёным
тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток /
Авт.-сост. Е.А.Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.
8. Колесникова В. Праздники Руси православной. – М.:ТЕРРА-Книжный
клуб, 1998.
9. Кононов А. Духовный смысл игрушки //Духовно-нравственное
воспитание. – 2002. – №1. – С. 40-51.
10. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками
/Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011.
11. Осиненко Г.П. Столбик против Барби //Народное творчество. – 1997. –
№5. – С. 44-45.
12. Русский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для
педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова
О.А.,Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
13. Детям – о традициях народного мастерства. Учебно-методическое
пособие под редакцией Т.Я. Шпикаловой,- М., 2001.
14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие.- М.: Нар. образ., 1998.
15. Буйлова
Л.Н.
Современные
педагогические
технологии
в
дополнительном образовании детей.- М.: ЦРСДОД, 2000.
Компьютерные программы
1. Русская тряпичная кукла. Делаем сами. – М.: СОВА-ФИЛЬМ, 2009

Приложение
ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
Инструменты и материалы:
 любые лоскутки, кусочки тканей разных расцветок и форм;
 любые толстые нитки: шерстяные, шелковые, акриловые;
 ветошь или вата;
 палочка.
Шаг 1. Возьмем палочку и небольшой кусочек любой ткани. Оборачиваем
палочку лоскутком, затем в трех местах (условно на линии шеи, талии,
коленей) перевязываем закрутку нитками. У нас получилось так называемое
тулово. Если вы хотите, чтобы оно было устойчивым, нужен небольшой
подгиб внизу.
Шаг 2. Теперь формируем голову и руки. Возьмем такой же квадратик ткани,
желательно белого цвета, кусочек ветоши или ваты, накроем по центру
лоскутком тулово, слепим шарик-голову и крепко затянем нитку по линии
шеи. Голова готова.
Шаг 3. Делаем руки. Соединяем два соседних уголка ткани вместе,
подгибаем их внутрь. Скручиваем руку. Кисть перетягиваем ниткой. В той
же последовательности делаем вторую руку.
Шаг 4. Теперь куклу можно и наряжать. Выбираем лоскут понаряднее.
Закручиваем его свободно вокруг «тулова». Перевязываем ниткой по талии.
Сарафан готов.
Шаг 5. Приступаем к созданию головного убора. Под платком наши
прабабушки носили рогатую кичку - оберег, наследие охотничьих верований
древних славян. Берем узкую полоску ткани, завязываем на ней два узелка.
Кичка готова. Оборачиваем ее вокруг головы, завязываем.
Шаг 6. Подбираем нарядный лоскут для платка, повязываем на голову.
Теперь у нашей куклы голова покрыта, как было принято у замужних
женщин.
Шаг 7. Остается только надеть передник. Для этого берем кусок ткани уже,
чем на сарафан, и другого цвета, закручиваем вокруг тулова. Перевязываем
самой яркой ниткой.
Игрушка готова.

Приложение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».