Программа воспитания

Особенности воспитательного процесса в школе
МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» (далее – школа, образовательная организация) имеет
сформировавшиеся принципы и традиции воспитательной работы. Контингент
школы составляют преимущественно дети из близлежащих жилых районов, которые
в последнее годы стремительно разрастаются за счет приезжих жителей из
отдаленных городов. Учащиеся знакомы с особенностями работы школы по
рассказам своих родителей и старших братьев, и сестер, друзей, которые также
обучались в нашей образовательной организации. Все это помогает детям быстрее
адаптироваться к школьным условиям. Социальное партнерство с СОШ № 100
позволяет расширять и пополнять контингент обучающихся за счет учеников этой
образовательной организации.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия преподавателей и учащихся:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
− ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие преподавателей и учащихся;
− реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
− организация основных совместных дел преподавателей и учащихся как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
− системность, целесообразность и творческий подход к воспитанию как условия его
эффективности.
Школа сформировала следующие традиции воспитательной работы:
1)
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий преподавателей;
2)
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел преподавателей и учащихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
3)
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
4)
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
детьми, группами, отделениями, поощряется конструктивное межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;

5)
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных отделений, групп, классов, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
6)
ключевой фигурой воспитания является преподаватель, реализующий по
отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную,
посредническую (в разрешении конфликтов) функцию.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации наделяет дополнительное образование, как составную часть
непрерывного образования, множеством функций: обучение досугу, подготовка к
самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, формирование готовности
личности к непрерывному образованию; до профессиональная и профессиональная
подготовка; развитие задатков, способностей, интересов личности, что
обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах
жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом
которого является собственный опыт ребенка. Одной из важнейших функций
дополнительного образования в современных условиях является социальное и
личностное самоопределение детей и молодежи, подготовка к жизни и
профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Нормативной основой реализации Программы являются:

•
•
•

Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 г.;

•

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» №
304-Ф3 от 31.07.2020 г.;

•

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» № 15ФЗ от 05.02.2018 г.;

•

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007 г.;

•

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.;

•

Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 г. № 1416 «О
совершенствовании государственной политики в области патриотического
воспитания»;

•

Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 01.09.2023)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования";

•

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. N 2945р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;

•

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

г.;

•

Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности
гражданина России; 4-е издание. г. Москва «Просвещение» 2014 г.;

•

Устав МБУДО ДШИ № 6 г. Сочи, локальные акты.

Цель и задачи воспитания.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
общеобразовательной
организации
–
личностное
развитие
учащихся,
проявляющееся:
1)
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2)
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3)
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности
ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Педагогическая миссия коллектива школы в процессе воспитания — это
внедрение системообразующих ценностей через сотворчество, общение,
взаимодействие и педагогическую поддержку.
Цель воспитательной деятельности в школе — воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития творческой личности,
способной к успешной самореализации и самоопределению в современном мире и
преобразованию окружающей действительности.

Основные задачи воспитательной деятельности:
- воспитание творческой личности выпускника школы, свободной,
законопослушной,
информационно-грамотной,
интегрирующей
в
себе
культурологическое и духовное богатство россиян, способной ориентироваться в
микро и макросоциуме, конкурентноспособной на рынке образования и труда,
способной создать здоровую семью и обеспечить её, способной к постоянному
саморазвитию, самосовершенствованию;
- обеспечение единства воспитательного пространства;
- реализация государственной молодежной политики;
- воспитание уважения к истории и культуре своего народа, историческим и
культурным памятникам своей Родины, русскому языку и традициям;
- укрепление положительного имиджа учреждения, корпоративной культуры с
соответствующей системой ценностей, убеждений и норм обучающихся и
сотрудников школы;
- сохранение и развитие культурного многообразия, приобщение обучающихся к
духовным ценностям и культуре многонационального народа Российской
Федерации; - формирование опыта межнационального и меж социального
общения, предупреждения и разумного разрешения конфликтов;
- формирование общекультурных компетенций, развитие личностных качеств
гражданина-патриота, создание условий для профессионального определения
обучающихся;
- развитие коллективизма, мобильности, конкурентоспособности, позитивных
ценностных ориентаций, творческой активности;
- развитие организаторских способностей посредством ориентации на участие в
самоуправлении;
- формирование научных представлений о здоровом образе жизни, умений и
навыков духовного и физического самосовершенствования.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь всех участников
образовательного процесса, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения детей.
Виды и формы содержания деятельности
Программа школы включает в себя четыре направления:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление и
поддержка талантливых детей и молодежи;
- духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование
общей культуры обучающихся, профилактика экстремизма и радикализма в
молодежной среде;
- социализация, самоопределение и профессиональная ориентация;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и
профилактической работы (профилактики употребления ПАВ, безнадзорности,
правонарушений несовершеннолетних и детского дорожно-транспортного
травматизма).
Данные направления воспитания содержат механизмы достижения
поставленных
целей
и
задач
средствами
всех
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в учреждении; и,
в тоже время, дополняют, усиливают их другими направлениями работы,
позволяющими комплексно охватить весь спектр воспитательных функций школы.
Для реализации данных направлений применяются разнообразные формы и
методы работы: беседы, дискуссии, игры, собеседования, наблюдения,
индивидуальные занятия; самопрезентации и самопредставление, тематические и
индивидуальные консультации для детей и родителей, встречи с представителями
правовых структур, органами правопорядка, медицинскими работниками,
выпускниками школы; конкурсы, викторины, фестивали, спартакиады, олимпиады,
марафоны, состязания, турниры; походы, экскурсии, знакомство с историческими и
памятными местами города, тематические и комплексные экскурсии на
предприятия; творческие выступления в детских домах, больницах, детских садах,
участие в акциях «милосердие»; празднование памятных дат в жизни обучающихся;
памятных календарных дат; посещение театров, музеев, выставок; Дни творчества,
Дни здоровья, концерты, театрализованные представления, праздники;
профессиональная диагностика обучающихся «Сделай правильный выбор»,
психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся; участие в
социальных проектах школы; проектная деятельность, семинары, круглые столы,
конференции; профориентационная направленность практических занятий;
родительские собрания, лектории для родителей, анкетирование родителей
обучающихся; тематические часы, тренинги родительского взаимодействия,
просмотр видео и художественных фильмов и др.
В вопросе поддержки талантливых детей и молодежи важно выстраивание
сетевого взаимодействия школы с другими учреждениями образования, культуры,
спорта и профилактики. Использование базы других учреждений, привлечение
специалистов более высокого класса предоставляет новые образовательные
возможности, развивает культурно досуговую, образовательную деятельность
обучающихся,
обеспечивает
условия
для
получения
качественного
дополнительного образования.
С целью проведения самооценки и отслеживания эффективности деятельности
учреждения по реализации Программы ведется соответствующий мониторинг.
Основу мониторинга составляют количественные показатели, являющиеся наиболее
объективными и независимыми от эксперта. Количественные показатели могут
быть дополнены и качественной характеристикой работы по каждому направлению.

1 направление

Формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
выявление и поддержка талантливых детей и молодежи
Анализ состояния проблемы: среди проблем воспитания на центральное место
все чаще выдвигается задача создания условий для реализации способностей детей
и молодежи. Почти все дети одарены в той или иной области, главное - помочь
раскрыть и реализовать потенциал ребенка. Если дети национальное достояние
любой страны, то одарённые дети - её творческий потенциал. Чем раньше педагог
обнаружит незаурядные способности обучающихся и сумеет создать все условия
для дальнейшего их развития, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети
составят гордость и славу Отечества.
Мера ответственности педагога за сохранение и развитие одаренности в ребенке
не менее велика, чем ответственность его родителей. Одаренных детей отличает
особая пытливость ума, выраженный исследовательский интерес к окружающему
миру, творческий подход к любому делу. Оказывать услуги одаренным детям
труднее, чем «обычным», ибо их ум постоянно требует пищи, а творческие
наклонности ищут выхода, но и отдача велика.
Наличие взаимодействия между педагогом, психологом, родителями, а также
выстраивание индивидуальных образовательных траекторий с учетом
особенностей ребенка, или обучение по индивидуальному учебному плану поможет
развить способности детей и добиться высоких результатов.
Цель направления: создание условий для развития творческих способностей
детей и молодежи, оказание поддержки и сопровождение одаренных детей и
талантливой молодежи, способствующей их профессиональному и личностному
становлению.
Задачи направления:

•

совершенствование и реализация системы развития детской одаренности и
творческих способностей молодежи;

•

развитие и реализация системы мер адресной поддержки и
психологопедагогического сопровождения одаренных детей и талантливой
молодежи.
Ценностные
ориентиры
направления:
творчество,
созидание,
целеустремленность и настойчивость, самовыражение личности.
Планируемые результаты:

•
•

ценностное отношение к творчеству;

понимание необходимости творческого мышления для развития личности и
общества;

•

интерес к занятиям творческого характера, готовность к познанию и созданию
нового;

•
•

творческий характер мышления, творческий потенциал личности;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности .
2 направление

Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование
общей культуры обучающихся, профилактика экстремизма и радикализма
в молодежной среде.
Анализ состояния проблемы. гражданско-патриотическое воспитание
приоритетное направление государственной молодежной политики. Это сфера
продуктивного взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта,
ветеранских организаций, общественных объединений и средств массовой
информации в целях приобщения подрастающего поколения к историческому
наследию, воинским традициями духовно-нравственным ценностям России.
Мировые события последнего времени подтвердили, что социальная
дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное
влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп
населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры,
искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно
российского патриотического сознания.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблем духовнонравственного и гражданско-патриотического воспитания, формирования общей
культуры обучающихся, которая будет способствовать профилактике экстремизма
и радикализма в молодежной среде. Велика роль в данной деятельности детских и
молодежных объединений. Она предусматривает формирование и развитие
социально значимых ценностей. События отечественной истории в целом, истории
Великой Отечественной войны, как одни из самых героических страниц, несут в
себе незыблемые нравственные идеалы. Именно они должны лечь в основу
современной воспитательной системы.
Направление
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания, формирования общей культуры обучающихся, профилактики
экстремизма и радикализма в молодежной среде призвано воспитывать духовнонравственные, гражданские и мировоззренческие качества личности, которые
проявляются в любви к Родине. Его реализация будет способствовать развитию
интереса к истории и культуре, формированию гражданско-патриотических чувств
и убеждений, утверждению значимости таких ценностей, как бережное отношение
к плодам труда, опыту предшествующих поколений; приумножению исторического
наследия.
Цель направления: создание условий для становления и развития
высоконравственного, ответственного, инициативного и социально компетентного
гражданина и патриота.
Задачи направления:
•
совершенствование и реализация воспитательных мер, направленных на
духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи;

•
профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде посредством
развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина и патриота. Ценностные ориентиры направления: любовь к России,
своему народу, краю, семье, доверие к людям, многообразие и уважение культур и
народов, социальная ответственность и компетентность, закон и правопорядок,
нравственный выбор, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, забота
о старших и младших.
Планируемые результаты
•

ценностное отношение к России, своему народу, краю, семье;

•

знание истории своего народа, современных достижений соотечественников;

•
желание
продолжать
героические
традиции
многонационального
российского народа;
•
уважительное отношение к представителям всех национальностей;
•

знание государственных праздников, их значения в истории страны;

•
умение сочетать личные и общественные интересы, понимание успешности
личности через сопряженность личных интересов и точек роста своего края,
региона;
•
социальная активность, участие в деятельности общественных организаций и
социально-значимых проектах;
•
понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга;
•
понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли
традиционных религий в истории и культуре нашей страны;
•
понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общений и
речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля;
•
понимание необходимости самодисциплины;
•
умение устанавливать со сверстниками дружеские отношения, основанные на
нравственных нормах;
•
сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье,
осознание значения семьи в жизни человека.
3 направление
Социализация, самоопределение и профессиональная ориентация
Анализ состояния проблемы: одним из ключевых направлений
государственной молодежной политики является создание условий для социальноэкономической адаптации детей и молодежи, ее включения в систему трудовых
отношений. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое,
другие появляются. Обучающиеся нуждаются в разносторонней информации о

профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и
помощи в начале профессионального становления.
Сегодня образованность человека определяется не столько специальными
(предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности,
ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной
системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и
самостоятельному
жизненному
выбору,
к
самообразованию
и
самосовершенствованию.
Поэтому образовательный процесс личности в ее образовании, воспитании и
развитии должен быть направлен не только на получение определенных знаний,
умений и навыков, но и на разноплановое развитие, раскрытие творческих
возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность,
самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к
индивидуальности человека.
Школа, как учреждение дополнительного образования, влияет на непрерывное
и осознанное духовное самосовершенствование, и самоопределение обучающихся.
Занятия в школе, будучи необязательными, естественно, «достраивают»
незаполненные промежутки непрерывного гражданского становления личности.
Свобода и возможность выбора любимых занятий в школе особым образом влияют
на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на
базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более
осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной
деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и раскрыть творческий
потенциал.
В настоящее время значение профориентации неуклонно возрастает. Она
должна способствовать не только выбору профессии, но и успешности ее возможной
смены, мобильной переквалификации, адаптации и изменяющимся условиям жизни
и профессиональной деятельности.
Цель направления: создание условий для формирования у молодежи личностных и
социально значимых качеств, готовности к осознанному профессиональному
выбору.
Задачи направления:
•
совершенствование и реализация системы формирования у обучающихся
объективных представлений о себе, как субъекте собственной деятельности;
развитие навыков проектирования и реализации индивидуальных способностей.
•
формирование у молодежи адекватных представлений об избранной
профессиональной деятельности и собственной готовности к ней. Ценностные
ориентиры направления: личность, труд, информация, выбор профессии.
Планируемые результаты:
•
позитивное принятие себя как личности; сознательное понимание своей
принадлежности к социальным общностям;
•
позитивный опыт практической деятельности в составе различных
социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
• умение моделировать
социальной ситуации;

социальные отношения,

прогнозировать

развитие

•
умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию,
поступающую из социальной среды;
•

самоопределение в области своих познавательных интересов;

•
сформированность
интересов;
•

первоначальных

профессиональных

намерений

и

позитивный опыт участия в общественно значимых делах.

4 направление
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
и профилактической работы
Анализ состояния проблемы: сохранение и укрепление физического и
психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка и требующее значительные
усилия для реализации поставленных учреждением задач. Перед педагогическим
коллективом школы стоит задача направить обучающихся в сторону правильного
решения, дать знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,
обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения дополнительных
общеобразовательных программ, реализации социально - значимых мероприятий.
Направление формирования культуры, здорового и безопасного образа жизни и
профилактической работы сформировано с учётом факторов, оказывающих
существенное влияние на состояние здоровья детей: неблагоприятные социальные,
экономические и экологические условия; факторы риска, имеющие место в
образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению
здоровья обучающихся.
Цель направления: создание условий, способствующих укреплению
физического, нравственно-психического здоровья обучающихся, формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи направления:
•
совершенствование и реализация системы мер, формирующих у детей
мотивацию к здоровому и безопасному образу жизни, устойчивый психологический
иммунитет к употреблению различных видов наркотических средств и
психотропных веществ и другим проявлениям асоциального поведения.
•
повышение уровня информированности детей, молодёжи и родителей по
проблемам, связанным с различными асоциальными явлениями в обществе.
•
формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни,
ответственного, бережного отношения к своему здоровью.
•
развитие у обучающихся лидерских качеств и умений самостоятельно
работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.
Ценностные ориентиры направления: жизнь во всех ее проявлениях, здоровье,
безопасность, экологическая ответственность, репродуктивная ответственность.

Планируемые результаты:
•
ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях, качеству
окружающей среды, своему здоровью и здоровью окружающих людей;
•
осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного
образа жизни;
•
понимание единства и взаимосвязи различных видов здоровья человека:
физического, психического, социально-психологического, духовного и др.;
формирование личного опыта здоровье сберегающей деятельности и безопасного
поведения;
•
умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению
здоровья и нарушению безопасности;
•
соблюдение установленных правил личной гигиены, техники безопасности,
безопасности на дороге.
Исходя из основных направлений деятельности, подбираются формы работы,
формируется план мероприятий с соответствующими положениями по их
реализации (акции, конкурсы, фестивали, проекты и т.д.).
В дополнительных общеразвивающих программах педагогов определены
подходы к организации воспитательной работы.
В ходе реализации Программы школы ребенок:
— приобретает жизненные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей и
способность толерантного отношения к окружающим;
— развивает мыслительную деятельность и проективные способности не только в
творческих работах, но и в жизненных ситуациях; приобретает способность
эмоционального освоения нравственных и эстетических ценностей;
— понимает мировозренческие основы, стилистику и овладевает понятийным
аппаратом различных культур; развивает в себе такие качества как
коммуникабельность, креативность, мобильность, обучаемость;
— расширяет область получения профессионального образования;
— обогащает свою жизнь новыми социальными связями. родители:
сформируют и разовьют чувство причастности к жизни школы, совместной
ответственности за результаты воспитания детей; педагоги:
— приобретут специфические знания в области педагогики дополнительного
образования, умения адекватно использовать образовательные и воспитательные
технологии; получат возможность ценностного самоопределения в современной
педагогической действительности, роста профессионализма, изменения своей
профессиональной позиции.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
− принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к ученикам, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
− принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений
между школьниками и педагогами;
− принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и
задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
− принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации, и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами
анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся.
Осуществляется анализ преподавателями совместно с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании
управляющего совета или педагогического совета школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
учителями начальных классов и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью
школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их
родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на
заседании педагогического совета школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных:

−
с качеством проводимых общешкольных событий;
−
качеством совместной деятельности преподавателя и его класса;
−
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
−
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков; − качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому
коллективу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».