Особенности воспитательного процесса в школе МБУДО г. Сочи «ДШИ № 6» (далее – школа, образовательная организация) имеет сформировавшиеся принципы и традиции воспитательной работы. Контингент школы составляют преимущественно дети из близлежащих жилых районов, которые в последнее годы стремительно разрастаются за счет приезжих жителей из отдаленных городов. Учащиеся знакомы с особенностями работы школы по рассказам своих родителей и старших братьев, и сестер, друзей, которые также обучались в нашей образовательной организации. Все это помогает детям быстрее адаптироваться к школьным условиям. Социальное партнерство с СОШ № 100 позволяет расширять и пополнять контингент обучающихся за счет учеников этой образовательной организации. Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия преподавателей и учащихся: − неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; − ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие преподавателей и учащихся; − реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; − организация основных совместных дел преподавателей и учащихся как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; − системность, целесообразность и творческий подход к воспитанию как условия его эффективности. Школа сформировала следующие традиции воспитательной работы: 1) стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий преподавателей; 2) важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел преподавателей и учащихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; 3) в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); 4) в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между детьми, группами, отделениями, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; 5) педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных отделений, групп, классов, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; 6) ключевой фигурой воспитания является преподаватель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функцию. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации наделяет дополнительное образование, как составную часть непрерывного образования, множеством функций: обучение досугу, подготовка к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, формирование готовности личности к непрерывному образованию; до профессиональная и профессиональная подготовка; развитие задатков, способностей, интересов личности, что обеспечивает самостоятельное решение проблем в различных сферах жизнедеятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт ребенка. Одной из важнейших функций дополнительного образования в современных условиях является социальное и личностное самоопределение детей и молодежи, подготовка к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен. Нормативной основой реализации Программы являются: • • • Конвенция ООН «О правах ребенка»; Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.; • Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» № 304-Ф3 от 31.07.2020 г.; • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» № 15ФЗ от 05.02.2018 г.; • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 04.12.2007 г.; • Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 г.; • Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»; • Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 01.09.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"; • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. N 2945р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.; • Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 4-е издание. г. Москва «Просвещение» 2014 г.; • Устав МБУДО ДШИ № 6 г. Сочи, локальные акты. Цель и задачи воспитания. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие учащихся, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Педагогическая миссия коллектива школы в процессе воспитания — это внедрение системообразующих ценностей через сотворчество, общение, взаимодействие и педагогическую поддержку. Цель воспитательной деятельности в школе — воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития творческой личности, способной к успешной самореализации и самоопределению в современном мире и преобразованию окружающей действительности. Основные задачи воспитательной деятельности: - воспитание творческой личности выпускника школы, свободной, законопослушной, информационно-грамотной, интегрирующей в себе культурологическое и духовное богатство россиян, способной ориентироваться в микро и макросоциуме, конкурентноспособной на рынке образования и труда, способной создать здоровую семью и обеспечить её, способной к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию; - обеспечение единства воспитательного пространства; - реализация государственной молодежной политики; - воспитание уважения к истории и культуре своего народа, историческим и культурным памятникам своей Родины, русскому языку и традициям; - укрепление положительного имиджа учреждения, корпоративной культуры с соответствующей системой ценностей, убеждений и норм обучающихся и сотрудников школы; - сохранение и развитие культурного многообразия, приобщение обучающихся к духовным ценностям и культуре многонационального народа Российской Федерации; - формирование опыта межнационального и меж социального общения, предупреждения и разумного разрешения конфликтов; - формирование общекультурных компетенций, развитие личностных качеств гражданина-патриота, создание условий для профессионального определения обучающихся; - развитие коллективизма, мобильности, конкурентоспособности, позитивных ценностных ориентаций, творческой активности; - развитие организаторских способностей посредством ориентации на участие в самоуправлении; - формирование научных представлений о здоровом образе жизни, умений и навыков духовного и физического самосовершенствования. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь всех участников образовательного процесса, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения детей. Виды и формы содержания деятельности Программа школы включает в себя четыре направления: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление и поддержка талантливых детей и молодежи; - духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование общей культуры обучающихся, профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде; - социализация, самоопределение и профессиональная ориентация; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и профилактической работы (профилактики употребления ПАВ, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и детского дорожно-транспортного травматизма). Данные направления воспитания содержат механизмы достижения поставленных целей и задач средствами всех дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых в учреждении; и, в тоже время, дополняют, усиливают их другими направлениями работы, позволяющими комплексно охватить весь спектр воспитательных функций школы. Для реализации данных направлений применяются разнообразные формы и методы работы: беседы, дискуссии, игры, собеседования, наблюдения, индивидуальные занятия; самопрезентации и самопредставление, тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей, встречи с представителями правовых структур, органами правопорядка, медицинскими работниками, выпускниками школы; конкурсы, викторины, фестивали, спартакиады, олимпиады, марафоны, состязания, турниры; походы, экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города, тематические и комплексные экскурсии на предприятия; творческие выступления в детских домах, больницах, детских садах, участие в акциях «милосердие»; празднование памятных дат в жизни обучающихся; памятных календарных дат; посещение театров, музеев, выставок; Дни творчества, Дни здоровья, концерты, театрализованные представления, праздники; профессиональная диагностика обучающихся «Сделай правильный выбор», психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся; участие в социальных проектах школы; проектная деятельность, семинары, круглые столы, конференции; профориентационная направленность практических занятий; родительские собрания, лектории для родителей, анкетирование родителей обучающихся; тематические часы, тренинги родительского взаимодействия, просмотр видео и художественных фильмов и др. В вопросе поддержки талантливых детей и молодежи важно выстраивание сетевого взаимодействия школы с другими учреждениями образования, культуры, спорта и профилактики. Использование базы других учреждений, привлечение специалистов более высокого класса предоставляет новые образовательные возможности, развивает культурно досуговую, образовательную деятельность обучающихся, обеспечивает условия для получения качественного дополнительного образования. С целью проведения самооценки и отслеживания эффективности деятельности учреждения по реализации Программы ведется соответствующий мониторинг. Основу мониторинга составляют количественные показатели, являющиеся наиболее объективными и независимыми от эксперта. Количественные показатели могут быть дополнены и качественной характеристикой работы по каждому направлению. 1 направление Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление и поддержка талантливых детей и молодежи Анализ состояния проблемы: среди проблем воспитания на центральное место все чаще выдвигается задача создания условий для реализации способностей детей и молодежи. Почти все дети одарены в той или иной области, главное - помочь раскрыть и реализовать потенциал ребенка. Если дети национальное достояние любой страны, то одарённые дети - её творческий потенциал. Чем раньше педагог обнаружит незаурядные способности обучающихся и сумеет создать все условия для дальнейшего их развития, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу Отечества. Мера ответственности педагога за сохранение и развитие одаренности в ребенке не менее велика, чем ответственность его родителей. Одаренных детей отличает особая пытливость ума, выраженный исследовательский интерес к окружающему миру, творческий подход к любому делу. Оказывать услуги одаренным детям труднее, чем «обычным», ибо их ум постоянно требует пищи, а творческие наклонности ищут выхода, но и отдача велика. Наличие взаимодействия между педагогом, психологом, родителями, а также выстраивание индивидуальных образовательных траекторий с учетом особенностей ребенка, или обучение по индивидуальному учебному плану поможет развить способности детей и добиться высоких результатов. Цель направления: создание условий для развития творческих способностей детей и молодежи, оказание поддержки и сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи, способствующей их профессиональному и личностному становлению. Задачи направления: • совершенствование и реализация системы развития детской одаренности и творческих способностей молодежи; • развитие и реализация системы мер адресной поддержки и психологопедагогического сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи. Ценностные ориентиры направления: творчество, созидание, целеустремленность и настойчивость, самовыражение личности. Планируемые результаты: • • ценностное отношение к творчеству; понимание необходимости творческого мышления для развития личности и общества; • интерес к занятиям творческого характера, готовность к познанию и созданию нового; • • творческий характер мышления, творческий потенциал личности; опыт самореализации в различных видах творческой деятельности . 2 направление Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, формирование общей культуры обучающихся, профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде. Анализ состояния проблемы. гражданско-патриотическое воспитание приоритетное направление государственной молодежной политики. Это сфера продуктивного взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта, ветеранских организаций, общественных объединений и средств массовой информации в целях приобщения подрастающего поколения к историческому наследию, воинским традициями духовно-нравственным ценностям России. Мировые события последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем духовнонравственного и гражданско-патриотического воспитания, формирования общей культуры обучающихся, которая будет способствовать профилактике экстремизма и радикализма в молодежной среде. Велика роль в данной деятельности детских и молодежных объединений. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. События отечественной истории в целом, истории Великой Отечественной войны, как одни из самых героических страниц, несут в себе незыблемые нравственные идеалы. Именно они должны лечь в основу современной воспитательной системы. Направление духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, формирования общей культуры обучающихся, профилактики экстремизма и радикализма в молодежной среде призвано воспитывать духовнонравственные, гражданские и мировоззренческие качества личности, которые проявляются в любви к Родине. Его реализация будет способствовать развитию интереса к истории и культуре, формированию гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждению значимости таких ценностей, как бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; приумножению исторического наследия. Цель направления: создание условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и социально компетентного гражданина и патриота. Задачи направления: • совершенствование и реализация воспитательных мер, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи; • профилактика экстремизма и радикализма в молодежной среде посредством развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина и патриота. Ценностные ориентиры направления: любовь к России, своему народу, краю, семье, доверие к людям, многообразие и уважение культур и народов, социальная ответственность и компетентность, закон и правопорядок, нравственный выбор, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, забота о старших и младших. Планируемые результаты • ценностное отношение к России, своему народу, краю, семье; • знание истории своего народа, современных достижений соотечественников; • желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; • уважительное отношение к представителям всех национальностей; • знание государственных праздников, их значения в истории страны; • умение сочетать личные и общественные интересы, понимание успешности личности через сопряженность личных интересов и точек роста своего края, региона; • социальная активность, участие в деятельности общественных организаций и социально-значимых проектах; • понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в истории и культуре нашей страны; • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общений и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля; • понимание необходимости самодисциплины; • умение устанавливать со сверстниками дружеские отношения, основанные на нравственных нормах; • сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье, осознание значения семьи в жизни человека. 3 направление Социализация, самоопределение и профессиональная ориентация Анализ состояния проблемы: одним из ключевых направлений государственной молодежной политики является создание условий для социальноэкономической адаптации детей и молодежи, ее включения в систему трудовых отношений. Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Обучающиеся нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс личности в ее образовании, воспитании и развитии должен быть направлен не только на получение определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие, раскрытие творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Школа, как учреждение дополнительного образования, влияет на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование, и самоопределение обучающихся. Занятия в школе, будучи необязательными, естественно, «достраивают» незаполненные промежутки непрерывного гражданского становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий в школе особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и раскрыть творческий потенциал. В настоящее время значение профориентации неуклонно возрастает. Она должна способствовать не только выбору профессии, но и успешности ее возможной смены, мобильной переквалификации, адаптации и изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Цель направления: создание условий для формирования у молодежи личностных и социально значимых качеств, готовности к осознанному профессиональному выбору. Задачи направления: • совершенствование и реализация системы формирования у обучающихся объективных представлений о себе, как субъекте собственной деятельности; развитие навыков проектирования и реализации индивидуальных способностей. • формирование у молодежи адекватных представлений об избранной профессиональной деятельности и собственной готовности к ней. Ценностные ориентиры направления: личность, труд, информация, выбор профессии. Планируемые результаты: • позитивное принятие себя как личности; сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям; • позитивный опыт практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности; • умение моделировать социальной ситуации; социальные отношения, прогнозировать развитие • умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды; • самоопределение в области своих познавательных интересов; • сформированность интересов; • первоначальных профессиональных намерений и позитивный опыт участия в общественно значимых делах. 4 направление Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и профилактической работы Анализ состояния проблемы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка и требующее значительные усилия для реализации поставленных учреждением задач. Перед педагогическим коллективом школы стоит задача направить обучающихся в сторону правильного решения, дать знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ, реализации социально - значимых мероприятий. Направление формирования культуры, здорового и безопасного образа жизни и профилактической работы сформировано с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья обучающихся. Цель направления: создание условий, способствующих укреплению физического, нравственно-психического здоровья обучающихся, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Задачи направления: • совершенствование и реализация системы мер, формирующих у детей мотивацию к здоровому и безопасному образу жизни, устойчивый психологический иммунитет к употреблению различных видов наркотических средств и психотропных веществ и другим проявлениям асоциального поведения. • повышение уровня информированности детей, молодёжи и родителей по проблемам, связанным с различными асоциальными явлениями в обществе. • формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, ответственного, бережного отношения к своему здоровью. • развитие у обучающихся лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ. Ценностные ориентиры направления: жизнь во всех ее проявлениях, здоровье, безопасность, экологическая ответственность, репродуктивная ответственность. Планируемые результаты: • ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью и здоровью окружающих людей; • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; • понимание единства и взаимосвязи различных видов здоровья человека: физического, психического, социально-психологического, духовного и др.; формирование личного опыта здоровье сберегающей деятельности и безопасного поведения; • умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья и нарушению безопасности; • соблюдение установленных правил личной гигиены, техники безопасности, безопасности на дороге. Исходя из основных направлений деятельности, подбираются формы работы, формируется план мероприятий с соответствующими положениями по их реализации (акции, конкурсы, фестивали, проекты и т.д.). В дополнительных общеразвивающих программах педагогов определены подходы к организации воспитательной работы. В ходе реализации Программы школы ребенок: — приобретает жизненные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей и способность толерантного отношения к окружающим; — развивает мыслительную деятельность и проективные способности не только в творческих работах, но и в жизненных ситуациях; приобретает способность эмоционального освоения нравственных и эстетических ценностей; — понимает мировозренческие основы, стилистику и овладевает понятийным аппаратом различных культур; развивает в себе такие качества как коммуникабельность, креативность, мобильность, обучаемость; — расширяет область получения профессионального образования; — обогащает свою жизнь новыми социальными связями. родители: сформируют и разовьют чувство причастности к жизни школы, совместной ответственности за результаты воспитания детей; педагоги: — приобретут специфические знания в области педагогики дополнительного образования, умения адекватно использовать образовательные и воспитательные технологии; получат возможность ценностного самоопределения в современной педагогической действительности, роста профессионализма, изменения своей профессиональной позиции. Основные направления самоанализа воспитательной работы Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: − принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к ученикам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; − принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; − принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; − принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся. Осуществляется анализ преподавателями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании управляющего совета или педагогического совета школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, учителями начальных классов и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных: − с качеством проводимых общешкольных событий; − качеством совместной деятельности преподавателя и его класса; − качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; − качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; − качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу